WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

20:44

Электронная библиотека

 

 

Тульские епархиальные ведомости за 1863 год

01.04.1863, №7

(с.59)

I. ИЗВЕСТИЯ
ВЫСОЧАЙШАЯ НАГРАДА

   ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по положенію комитета министровъ, Всемилостивеіше соизволилъ въ 1 день сего Февраля пожаловать священнику церкви села Успенскаго Дудіно тожъ, въ Веневскомъ уезде Александру Ивановскому серебряную медаль съ надписью: «за спасеніе погибавшихъ» для ношенія на груди на Владимірской ленте.

(с.62)

РАЗНЫЯ ИЗВЕСТИЯ ПО ЕПАРХIИ

Г. Венева Николаевской ц. свящ. Арсеній Каменскій определенъ въ должность законо-учителя въ Веневскомъ приходскомъ училище.

15.04.1863, №8

 

(с.82)

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ.
...

(c.84)

Г.Beнева

1) Соборной Воскресенской — Венев. куп. Иванъ Даніил. Глуховъ; 2) Преображенской (приписной къ собору) — куп. Василій Васил. Жарковъ; 3) Николаевской — куп. Максимъ Петр. Гладушевъ; 4) Богоявленской (приписной) — куп. Василий Васил. Аникеевъ; 5) Введенской— купеч. бр. Константинъ Никол. Шаталовъ.

 

 Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям за 1863,
15.05.1863, №10

(с.642)

УЧЕНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПРИ ВЕНЕВСКОМЪ ДУХОВНОМ УЧИЛИЩЕ.

...

(с.650)

...

Средствами къ первоначальному заведенію и постоянному пополненію нашей библиотеки послужили: 1) книги, пожертвованыя наставниками, числомъ 64 экзем., 2) деньги, пожертвованныя наставниками, учениками и некоторыми лицами г. Венева. Наставниками пожертвовано 37 р. 37 к., учениками 266 р. 23 к., (*) взыскано за потерянныя книги 6 р. 65 коп., пожертвовано почетнымъ блюстителемъ Ефимомъ Григ. Махотинымъ 27 руб. и Веневскимъ купцомъ Константиномъ Ник. Шаталовымъ 5 руб.; итого но 1 марта 1863 г. на приходъ поступило 342 руб. 25 коп.

(*) - Ученики жертвовали, смотря по состоянію, отъ 3 до 25 коп. въ треть. Есть и книги, пожертвованный учениками — въ небольшомъ количестве.

...

(с.652)

Из письма в редакцию.
 О крестном ходе и паннихиде в г. Веневе.

«Сего 26-го Апреля в Веневе происходило необыкновенное торжество, в котором скорбныя чувства христианской любви к воинам, погибшим на поле чести, сменялись сильными порывами горячаго патриотизма. Я говорю о паннихиде и молебствии, совершенных за городом в присутствии представителей от всех сословий...».

За тем автор говорит, что инициатива этого дела принадлежит собственно крестьянам. Услышав, что польские революционеры, между прочим, как на поддержку своим действиям против России, указывают на разрозненность крестьян с владельческими сословиями, крестьяне просили мировых посредников научить их, как им заявить их единодушие — со всеми в деле защиты отечества и в преданности Государю. Автор продолжает:

«Что и как было далее, мы не знаем, только теже мужички оповестили своих помещиков, что в пятницу в Веневе будет большой праздник. И вот с ранней зари потянулись туда вереницы конных и пеших в богатых экипажах и ничтожных рыдванах и вардунах (двуколесныя телеги), (с.653) в праздничных нарядах, без отличий и с отличиями службы или власти, и к 10-ти часам утра на главной улице Венева не нашлось бы ни одного свободнаго места для новых пришельцов. Началась Божественная Литургия(*). Мировые посредники, как старинные бояре, в золотых цепях с своими знаками, помещики в блестящих мундирах, чиновники, горожане, сельские старосты и старшины в парадных костюмах теснились занять видныя места впереди. Так единодушно было желание помолиться за погибших своих собратов. Стройный хор певчих, заметно, интересовал простолюдье и, так сказать, приковывал к себе благоговейное внимание новой публики, тем не менее при пении: верую и отче наш, шопот повторения этих молитв указывал, что наш народ не чужд и разумения их…

«К концу Литургии из градских и полковой церквей принесены наиболее замечательныя иконы, местная инвалидная команда разместилась по обе стороны улицы шпалерами, а с окончанием Богослужения начался крестный ход за город, где назначена была паннихида и молебствие. Бой бара- (с.654) банов квартирующаго здесь Екатеринбургскаго полка, гул литавр, звон колоколов слились в один торжественный гимн Господу славному в Сионе, при появлении процессии. Полуденное солнце отразилось тысячами огней в очах, полных слезами умиления. Паннихида и молебствие совершены по церковному чиноположению, но таким сонмом священнослужителей(**), какого незапомнят старожилы со дня проследования ныне Царствующаго Государя Императора через Венев в 1837 году. Поразительна была та минута, когда старший диакон печальным тоном произнес: во блаженном успении вечный покой убиенным на брани воинам, а потом оживленным возгласом: многая лета православному Христолюбивому Всероссийскому воинству. У нескольких тысяч разом подсеклись колена и горячая молитва понеслась к небу за убитых и живых собратов. Смена вечной памяти и радостное многолетие убедительно говорили сердцу, что настоящее торжество есть истинный Христианский праздник, на которых живые, братски приветствуя друг друга, не забывают умерших — не в пустых раз- (с.655) сказах об их храбрости, а в молитвах св. Церкви.

«Церковное торжество кончилось и процессия отпущена с обычными военными почестями, войско, бывшее в сборе, прошло перед публикой церемониальным маршем и, сделав правым плечом поворот, очутилась как раз перед столами, на которых приготовлено, говоря словами церковнаго устава, утешение братии велие. Начальник полка, наполнив кубок, первый пил за здоровье Государя Императора. Громкое «ура» нескольких тысяч огласило окрестности.

Кончилось тем, что все посетители единодушно подписали адрес Государю Императору, заявив при новых кликах «ура» решимость жертвовать на защиту отечества всем своим имуществом и жизнию».

* - Литургия совершалась в Николаевской церкви, как центральной и обширнейшей из градских церквей.

** - Одних священников было до 70-ти, а всего в церковном облачении до 100.

Веневский помещик.

 

01.10.1863, №19

(с.88)

ОБЪЯВЛЕНIЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА.

Веневскаго у. въ Спасскую церковь с. Аксвньина въ текущемъ году пожертвовано: 1) отъ помещика, подполк. Павла Иван. Кремешнаго серебрено-вызолоченные — сосудъ, ковчегъ, два напрестольныхъ креста, евангеліе и лампада, весу въ серебре 84 пробы всего 16 ф. 77 зол., медные высеребренные семисвечникъ, подсвечники в чаши, завесы для царскихъ вратъ и проч. всего на сумму до 1300 р.; 2) отъ дочери его г. Тулиной матеріи на фелони въ 60 р.; 3) оть поручика Владиміра Алексеев. Давыдова—икона Божіей матери украшенная серебромъ и каменьями, съ одеждами на престолъ жертвенникъ, всего на 1075 р.; 4) отъ жены подполковв. Прасковьи Алексеев. Бранчеевой хоругви во 150 р. и 5) чрезъ управляющего именіемъ г. Кремешнаго разныхъ вещей на 300 р.

Резолющiею Его Преосвященства yа донесеніи о семъ местнаго благочиннаго, предписано: „Благотворителямъ Спасской церкви с. Аксиньина гг. Кремешному и Давыдовскому, госпожамъ Тулиной и Бранчеевой, за ихъ пожертвованiя, объявить признательность епархіальнаго начальства".

 

15.10.1863, №20

(с.96)

ОБЪЯВЛЕНІЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА И ПОЖЕРТВОВАНIЯ.
...

(с.97)

...

— Веневскаго уезда прихожане с. Глубокаго, дворовые люди и временно-обязанные крестьяне сельца Яковлевскаго г. Телегина, изъ чувства благодарности къ Государю Императору за свое освобожденіе оть крепостной зависимости, пожертвовали 3 Іюля въ приходскую церковь образъ во имя св. благов. кн. Александра Невскаго въ серебряной ризе и кіоте, съ паникадиломъ къ нему, свтечею и лампадою; все это пожертвованіе стоитъ до 100 р.

Резолюціею Его Преосвященства на донесеніи о семъ местнаго благочинная предписано: „О поступке прихожанъ сельца Яковлевскаго объявить во всеобщее известіе чрезъ Епархіальныя Ведомости."

 

01.12.1863, №23

(с.133)

ОБЪЯВЛЕНІЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА И ПОЖЕРТВОВАНIЯ.
...

2) Beневскаго у. въ с. Васильевскомъ, произведены поправ- (с.134) ки въ церкви и колокольне, при содействіи местнаго свящ. Алексея Молчанова на пожертвованную отъ прихожанъ сумму 1.350 р., въ томъ числъ отъ княгини Екатерины Черкасской 400 р.

 

15.12.1863, №24

(с.139)

I. РАСПОРЯЖЕНИЯ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА ПО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИМЪ УЧИЛИЩАМЪ.

   По разсмотрении донесеній благочинных и наблюдателей школь епархіальнымь начальствомъ постановлено объявить признательность и одобреніе лицамъ, оказавшимъ особеннее усердіе вь деле народнаго образованія:

(с.140)

А) По Веневскому уъзду.

1) По благочинію села Васильевскаго священника Алексея Молчанова.

а) Помещица села Васильевскаго, княгиня Екатерина Черкасская имеетъ при своемъ доме школу для крестьянскихъ детей, не менее 40, сама занимается преподаваніемъ уроковъ съ помощію живущей у нея девицы изъ дворянъ Екатерины Михайловой, старается о воспитаніи учениковъ своихъ въ духе христіанскаго благочестія, хорошо содержитъ школу на свой счетъ, снабжаетъ ее учебными книгами, въ особенности лучшими книгами для народнаго чтенія, беднымъ ученикамъ оказываетъ пособіе въ содержаніи, три соседнія школы, учрежденныя духовенствомъ, снабжаетъ также книгами. За такіе труды княгини Екатерины Черкасской на пользу воспитанія крестьянскихъ детей въ духе христіанскаго благочестія и за содействіе ея своими пожертвованіями успехамъ народнаго обученія въ школахъ учрежденныхъ духовенствомъ, консисторія признаетъ справедливымъ объявить ей признательность епархіальнаго начальства. б) Священникъ села Хрусловки Иванъ Знаменскій убедилъ прихожанъ исправить ветхую богадельню для школы, въ чемъ ему содействовалъ волостной старшина, собралъ до 50-ти учениковъ, хорошо обучилъ ихъ чтенію, письму и молитвамъ, при помощи брата своего, уволеннаго изъ семінаріи, а ныне мещанина, въ теченіе одной зимы, и въ такое короткое время поставилъ свою школу, какъ по благоустройству внешнему, такъ и по численности учениковъ и успеш- (с.141) ности ученія, на степень лучшихъ школъ въ благочиніи. За такіе труды священника Ивана Знаменскаго иметь его въ виду при представленіи лицъ епархіальнаго духовенства къ наградамъ въ 1864 году. в) Одинъ мировой посредникъ, непоименованный благочиннымъ, предложилъ своему участку устроять большіе дома близъ церкви, въ которыхъ бы помещались и волостное правленіе и школа и церковная караулка. Это предложение благочинный находитъ весьма хорошимъ. Оно избавило бы духовенство отъ необходимости учить въ курной, темной и тесной хате и было бы не такъ обременительно для крестьянъ. Вместо того, чтобы устроять волостное правленіе, школу и караулку, что все лежитъ на ихъ ответственности, имъ конечно гораздо удобнее построить одинъ общій домъ для всего этого. Консисторія признаетъ полезнымъ объявить сіе во всеобщее сведеніе, къ соображению на случай изысканія средствъ для устройства помещеній церковно-приходсвихъ школъ, и справедливымъ выразить, чрезъ сіе объявленіе, признательность означенному мировому посреднику Веневскаго уезда, за его благородное содействіе местному духовенству въ деле народнаго обученія. 2) по благочинию села Аксиньина священника Іоанна Успенскаго — наблюдатель, священникъ села Толстыхъ, Гавріилъ Леонардовъ доносить, что а) для наибольшаго успеха училищнаго дела онъ убеждалъ сельскихъ старшинъ къ изысканію денежныхъ средствъ и удобныхъ помещеній для училищь, и получилъ отъ нихъ обещаніе употребить о томъ свое стараніе. Почему предписать наблюдателю священнику Леонардову продолжать, при всехъ возвожныхъ случаяхъ, свои убежденія, при содействіи (с.142) местнаго духовенства, доколе не получитъ желаемаего исполненія ихъ обещаній. б) Изъ школъ этого благочинія представляются лучшими: собственная школа священника Леонардова, изъ 34 мальч. и 13 девоч. въ его доме ученіе въ школе ведетъ разумно, въ особенности успешно идетъ в ней церковное пеніе; школа священника села Краснаго Іакова Введенскаго, которая первой уступаетъ только въ числе учениковъ (29 мальч.), и въ томъ, что въ ней не обучаютъ пенію. Свидетельство наблюдателя подтверждено и благочиннымъ. Почему объявить означеннымъ священникамъ признательность епархіальнаго начальства. 3) Благочинный священникъ села Иванъ-Озера Миловидовъ и наблюдатель священникъ села Юдина Михаилъ Павловскій доносятъ, что наставники и ученики ихъ ведомства оказываютъ замечательное усердіе къ своему делу, но отъ крайней тесноты помещенія училищъ, какъ въ домахъ самихъ наставниковъ, такъ и въ церковныхъ караулкахъ, и отъ недостатка въ нихъ столовъ скамеекъ и другихъ школьныхъ принадлежностей, обученіе производится съ большими затруднениями, ученики нередко занимаются, стоя, держа въ рукахъ книжки, письмомъ же многіе совсемъ не могутъ заниматься за неименіемъ столовъ. Въ следствіе чего заявляютъ общее желаніе наставниковъ, чтобы крестьяне были согласны устроить более удобныя помещенія для школъ и снабдить ихъ всемъ необходимымъ на свой общественный сборъ. По донесенію благочиннаго школа священника села Юдина Михаила Павловскаго (30 мальчиковъ), помещаемая въ особомъ училищномъ доме близъ церкви, самая лучшая въ ведомстве. Затемъ обраща- (с.143) ютъ на себя вниманіе начальства школы священника села Нюховки Михаила Гастева (въ церковной караулкъ, 21 мальч.), которому помогаетъ пономарь Красновъ, и заштатнаго дьячка села Подосинокъ Ксенофонта Иванова (въ деревне Савиной, въ доме крестьянина, 38 мальч.). Почему а) объявить обоимъ священникамъ во второй разъ признательность, а пономарю Краснову одобреніе епархіальнаго начальства, б) Рекомендовать благочинному и наблюдателю, при содействіи и местныхъ священніковъ, убеждать сельскихъ старшинъ къ устроенію церковно-приходскихъ училищъ и снабженію ихъ всеми необходимыми средствами, въ случае нужды просить лично и письменно содействія Мировыхъ посредниковъ. 4) По донесееію благочиннаго священника села Клемова Іоанна Добросклонскаго и наблюдателя священника села Серебряныхъ Прудовъ Иліи Музалевскаго, особенною ревностію и успехомъ въ деле обученія крестьянскихъ детей отличается священникъ села Мягкаго Арсеній Солнцевъ, которому и объявить признательность епархіальнаго начальства.

(с.147)

II. И3ВЕСТIЯ.
ОБЪЯВЛЕНІЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХІАЛЬНАГО НАЧАЛЬСТВА.

...

(с.148)

...

6) Каширскаго у. въ церковь с. Казловки отъ надвор. совет. Натальи Александр. Нарышкиной пожертвовано полное сващеннослужительское облаченіе, стоющее 530 р. 7) Beневскаго у. въ с. Тулубьеве около Архангельской церкви устроена ограда усердіемъ церковнаго старосты, капит. Аполлона Алесеева Милохова, стоющая 535 р. 8) Епифанскаго у. въ с. Гранкахъ, на исправленіе церковныхъ ветхостей, пожертвовано прихожанами при содействіи церковнаго старосты врем. обяз. крест. Асексея Пузакова, 75 р.