WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:59

   Один день в Венев-монастыре, статья еженедельника "Слобода"

Веневский монастырь
 В Свято-Никольском женском монастыре близ Венева живут 15 монахинь и послушниц. Корреспондентам «Слободы» удалось заглянуть за толстые монастырские стены и на один день окунуться в атмосферу спокойствия и благодати.
От Тулы до знаменитого Свято-Никольского женского епархиального монастыря можно добраться на автомобиле или «маршрутке» минут за сорок (37 километров от Тулы).

ПРЕДАНИЯ О МОНАСТЫРЕ - ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Святая благоверная княгиня (мученица) Иулиания Вяземская и Новоторжская
(память 2 июня и 21 декабря по старому стилю) 

Иулиания была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский, брат которого женат был на дочери князя Юрия, дал им в удел город Торжок. Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, князя Симеона, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. После этого, как пишет летописец “...бысть ему грех и студ велик и с того бежа к Орде, не терпя горького своего безчестия”. Произошло это в 1406 г.
   Мучимый совестью от совершенного злодейства, Юрий нигде не мог найти покоя и в конце концов пришел в Веневский Успенский монастырь, где и провел остаток жизни в покаянии и слезах. Раскаявшийся убийца скончался 27 сентября 1407 г. на праздник Крестовоздвижения и стал местночтимым святым.
   Княгиня Иулиания Вяземская была причислена Русской Православной Церковью к лику святых и «ко гробу народ с верою и усердием притекал в несчетном множестве, - как сказано в рукописном житии благоверной княгини, - и все неизреченную пользу и исцеление получали». Княгиня Иулиания Вяземская входит в Собор Тверских святых и особо почитается в Тверской области.
   Благоверный князь Симеон Вяземский прославлен Русской Православной Церковью как князь-мученик в Соборе Смоленских святых.
   Также  журналисты непочтительно отозвались о святом мученике Архиепископе Пимене, который прославлен в Соборе Тульских святых вместе с Юрием Смоленским.
  Икона св. мучеников Симеона и Иулиании, написанная для Тульской области находится сейчас в центре Москвы, в Храме Успения в Путинках, в переулке напротив Петровки, 38.

«ЗАТВОРНИЦЫ»

Настоятельница монастыря, монахиня Алексия, с козочкой редкой английской породы, фотографировавшейся с Патриархом Всея Руси Алексием.

Говорят, в монастырь уходят от безысходности, когда приходится совсем туго. В Венев-монастыре мы ожидали увидеть несчастных женщин, у которых нет ни семьи, ни родных, услышать пару историй о тяжелой женской судьбе, которая заставила молодых девчонок стать добровольными затворницами.
Настоятельница женского монастыря монахиня Алексия улыбнулась нашим словам.
- Люди, которые не нашли себя в мирской жизни, уйдут и отсюда. Прятаться в монастыре от самого себя - дело пустое. Конечно, мы никого не прогоним. Случайные люди, которые не понимают, зачем идут в монастырь, могут продержаться не больше недели. А потом возвращаются в мир.

Монашеский постриг происходит не сразу, поначалу девушки живут в монастыре послушницами. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, которая осознает все последствия своего поступка.
У молоденьких послушниц Венев-монастыря есть родители и вполне благополучные семьи. Время от времени они общаются и встречаются с родными.
За пределы монастыря девушки могут выходить «только по делам монастырским», например, на веневский рынок за семенами. И только в монашеском облачении - посторонним взорам открыты лишь лицо и руки. Настоятельница призналась нам, что реагирует на них народ по-разному.
- О плохом говорить не хочется. Бывает, и гадости вслед кричат...
Одна из послушниц ходит в Дедиловскую школу, учится в обычном классе, общается с ребятами, а после занятий возвращается в монастырь. В прошлом году другая девушка окончила 9-й класс той же школы. На уроки она ходила в монашеской одежде. Ей было позволено сходить и на выпускной бал.
 

ГЛАВНОЕ - ПОСЛУШАНИЕ

Послушанием называют любую работу: ставить свечки в храме, готовить еду и мыть посуду, работать на огороде, ухаживать за скотиной, косить сено. Никаких «хочу - не хочу» в монастыре не существует.
- Человек, который переступил порог монастыря, отрекается от собственной воли, - рассказывает настоятельница монахиня Алексия. - Ты не можешь выбирать себе занятие или лениться. Тебе сказали - ты идешь и делаешь. Послушание - это главный жизненный принцип. Слушаться надо абсолютно во всем: велено родителям письмо написать - садись и пиши.
День в монастыре начинается в 6.00, через полчаса в храме молитвы, потом литургия. Завтрака нет, в 11.00 колокольчик собирает монахинь и послушниц на обед. И до вечерней трапезы: работа, работа, работа... После вечерней молитвы девушкам отводят время на свои дела. В монастыре не читают газет и журналов, в здешней библиотеке только духовная литература, здесь нет телевизора и радио. Есть магнитофон, правда, на всех кассетах только духовная музыка. Зимой времени у девушек больше, поэтому они вышивают иконы.
- Неужели молодым девчонкам здесь не скучно? - допытывались мы у настоятельницы. - Неужели им не хочется шумных тусовок, громкой музыки, общения?
- У нас другая жизнь, которая совсем не похожа на вашу. То, о чем вы говорите, нам просто не нужно! Эти девчонки не хотят идти в мир. Здесь спокойно, здесь мы под покровом Божией Матери. Здесь свой круг общения.
 

НАСТОЯТЕЛЬНИЦА АЛЕКСИЯ

Настоятельница монастыря монахиня Алексия в монашестве 4 года, а в монастыре живет уже 12 лет. На наш вопрос, почему пошла в монастырь, монахиня пожимает плечами:
- В нашей семье глубокие духовные корни. Дедушка, мамин папа, был священником. Когда бабушка умерла, он принял монашество на Белой горе (это на Урале в Пермской области, мы оттуда родом). С детства я при храме. И иной жизни уже не представляю. Был период, когда открывались монастыри, и девушки моего возраста уходили в монашество. Ушли в монастырь три мои двоюродные сестры, собралась и я. Мама была согласна, а отец долго не отпускал. Я поехала в гости в монастырь в Пензенскую область, а оттуда прислала длинное стихотворение о том, как мне нравится монастырская жизнь, что это мое и я не смогу жить иначе. Папа был тронут и позволил.
Некоторое время я жила в монастыре в Иванове через стенку с известной старицей Блаженной Любушкой (блаженные - это те, кто ради Христа юродствует. - Прим. авт.). В Тулу, в Щегловский женский монастырь, приехала на 2 недели, чтобы помочь пошить облачение к Рождеству. И осталась.
Кстати, в Венев-монастыре живут три родные сестры настоятельницы.
- Нас у мамы 10 детей. Наша семья очень дружная. Мы жили далеко от города, и мама всегда нас очень оберегала.
Одна из сестер играет на пианино и пишет песни. Музыкальный инструмент стоит в трапезной (то есть, по-мирски, столовой).
- Она никогда не ходила в музыкальную школу, - рассказывает настоятельница Алексия. - Научилась как-то сама. Она знает ноты и пишет замечательные стихи и музыку.
Специально для нас девушки спели одну из песен. Чистые девичьи голоса звучали в храме так проникновенно, что у нас мурашки побежали. Кстати, все девушки умеют звонить в колокола. А на Пасху попробовать себя в роли звонаря разрешается всем без исключения прихожанам.
ХОЗЯЙСТВО
На плечах нескольких хрупких девчонок держится большое хозяйство: коровы (самая маленькая черная телочка появилась на свет перед Пасхой), бычки (кстати, бычков здесь выращивают только на продажу - монахини не едят мяса), овцы английской породы (их стригут и прядут шерсть), козочки, огород, на котором посажено столько овощей, чтобы хватило до следующего сезона.
Есть среди скотины и особая козочка, которая удостоилась чести сфотографироваться однажды с Патриархом и появиться на страницах «Комсомольской правды». Относится она к редкой английской породе молочных коз. Посмотришь на такую козу: кожа да кости, в чем душа держится. А молока дает очень много.
Одно время ходили слухи, что в монастыре растут бананы.
- Да не бананы это! - объясняет настоятельница. - Это тростник, который относится к семейству банановых. За лето у монастырской калитки вырастают растения с огромными листьями, цветочками и маленькими, похожими на каштаны, плодами. Осенью мы их вырубаем, а по весне они опять вылезают на свет.
А еще в монастыре есть пчелы. Два улья настоятельница привезла из Тамбова.
- Я не знала, можно ли перевозить пчел, но решила рискнуть. Поместили два улья в грузовую машину и повезли. Стояла осень, и пчелы еще не спали. Они перенесли такую дорогу, перезимовали, а весной погибли от какой-то болезни! Правда, наши ульи пустовали недолго. В один пчелы заселились сами. А другой мы заселили роем, подобранным в лесу.
Кстати, с пчелами и Венев-монастырем связана история, которую и сейчас можно услышать от местных старожилов. В 70-е годы ХХ века ремонтировали купол храма. И когда его вскрыли, обнаружилось большое пчелиное гнездо. Рабочие спустили оттуда почти 16 ведер сот с душистым медом.
Вместо вырубленных богатых монастырских садов возле храма растут молоденькие деревца.
- Саженцы плодовых деревьев нам привез один садовод-любитель, дедушка 90 с лишним лет, - говорит настоятельница. - Мы высадили их, стали ухаживать. Но больше половины саженцев выкопали! Люди без зазрения совести воровали деревца прямо средь бела дня.

ЦЕРКОВЬ


И сама настоятельница монастыря, и все сестры знают нотную грамоту и очень любят петь. 

Показав нам хозяйство, настоятельница повела нас по старинным каменным ступеням в храм. Во второй половине XVII века монастырская церковь во имя Святого Николая Чудотворца стала приходской. Сохранилась она практически в своем первоначальном виде: каменный двухэтажный храм (первый этаж построен и освящен во имя Святого Николая Чудотворца в 1696 году, второй - во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1701 году). Первый этаж темный, с низкими сводами, очень похож на монастыри, которые показывают в кино. Второй - светлый и радостный, сюда обитатели монастыря перебираются после Пасхи.
Слева от входа на первом этаже настоятельница показала нам икону Божией Матери.
- Ее подарили нам не так давно, - рассказала она. - Долгое время она пролежала в антикварном магазине. А когда ее выкупили и поместили в храм, икона, словно в благодарность, стала мироточить (светлые следы от мира сохранились и сейчас. - Прим. авт.). В то лето у нас в монастыре жила 14-летняя девочка из Венева. С детства она страдала диатезом. Вся кожа была покрыта зудящими пятнами. Девочка стала утром после молитвы мазать болячки миром, и через месяц излечилась.
Простоявший века храм сейчас находится в полуразрушенном состоянии. Прошлой осенью, когда начались дожди, крышу сорвало напрочь. Стали мокнуть стены толщиной более 2 метров! Сейчас строители латают крышу - деньги выделил один московский предприниматель. Сам храм тоже требует реставрации.
- Ремонтируя после революции церковь, строители допустили грубейшую ошибку, - рассказывает настоятельница. - Стены здесь сделаны из знаменитого веневского известняка. И эти стены просто закрасили масляной краской! Они перестали «дышать», их стал есть грибок. Разрушение стен продолжается и по сей день.
- Однажды мы видели в тульском переходе монахиню, которая собирала деньги на восстановление Веневского монастыря.
- Эти «монахини» не имеют к нам никакого отношения! Да и не монахини они вовсе! Нам разница сразу в глазах бросается. Например, платок, заколотый булавкой под подбородком, не носят ни в одном монастыре!
P.S. На прощание монахини накормили нас обедом. «Отказываться от трапезы в монастыре не принято, - говорили девушки, усаживая нас за длинный стол. - У нас день сегодня постный, не обессудьте». И поставили на стол кастрюльку рыбного супа, кашу, тушеные овощи и парное молоко.

С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА

По шатким ступенечкам мы вскарабкались на колокольню, и нам открылся вид удивительной красоты!

1 Когда монахини и послушницы приехали в монастырь, из построек была только маленькая сторожка. Та первая зима была настолько холодная, а домик настолько древний, что ночью у спящих сестер примерзали волосы.
2 Рядом был небольшой коровник, который сейчас снесли. На этом месте посадили кабачки и капусту.
3 Дома, в которых живут сестры, строили «шабашники», работу они выполнили некачественно. Из плохо проконопаченных щелей выглядывает пакля. Сестры живут в маленьких, скромно обставленных комнатках: кровать, стол, сервант с иконами. В прихожей висит график дежурств: кто когда убирает домик.
4 Бревенчатое строение позади жилых построек - баня.
5 Новый коровник построили в прошлом году. Сейчас здесь живут монастырские коровы, бычки и две телочки.
Трапезной тоже не было. Устроили ее в подвальчике, где хранился уголь. Разбирали и чистили помещение девушки вручную.
Окружен монастырь кладбищем. На этой земле захоронено 5 тысяч монахов.
6 Недалеко от монастыря сохранились пещеры, в которых жили монахи-отшельники.

В монастыре гостили Юлия ГАВРИЛОВА
и Сергей КИРЕЕВ (фото).

www.sloboda.tula.ru