WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                                          
 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте
 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

© Денис Махель,
2004-2018

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

04:03

Путеводитель по достопримечательностям Веневского уезда

Главная > Путеводитель > Сергиево

 

 

Село Сергиево


План генерального межевания, 1790

   Находится на самой южной границе Веневского района, на берегу реки Шат, впадающей в Упу. Рекой село разделяется на две части: северную и южную. Позднее, в период коллективизации (1930-е годы), в селе было соответственно образовано два колхоза: "Северный" и "Южный им.Калинина". С конца XVIII века село "Сергиевское на Шате" принадлежало  Богородицкому уезду Тульской губернии. В 1920-х в результате районирования вошло в состав Веневского района.

   Село Сергиевское на Шате входилов в Карницкий стан, который до 1708 года принадлежал Соловскому уезду, а после 1708 и до 1777 года - Крапивенскому уезду.

  Своё нынешнее название село получило в конце XVIII века. По настоянию местной помещицы княгини Долгоруковой село было переименовано из Афанасьевского в Сергиевское. Прежнее название было по Кирилло-Афанасьевскому храму, стоящем на старом кладбище упраздненном еще в XIX веке. Этот храм не сохранился. До нас дошли остатки каменной церкви Владимирской Божьей Матери, построенной в 1743 году на средства генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Хрущова.

Церковь Владимирской Божьей Матери, 2005
Церковь Владимирской Божьей Матери, 2005

Церковь Владимирской Божьей Матери, 2005
Церковь Владимирской Божьей Матери, 2005

  В храме имелся придел во имя вмчц Екатерины, устроенный в 1833 году. По состоянию на 1895 год в церкви находилось несколько икон отличавшихся своею древней живописью: Спасителя, Владимирской Божьей Матери и Нерукотворного образа Спасителя.

  В приход села в 1916 году входили деревни: Березовка (29 дворов), Косторня (52 дв.), Липня (25 дв.), Михайловка (27 дв.), Торбеевка (57 дв.). В самом селе Сергиевском на Шате в 1916 году насчитывалось 54 двора.

  При внешнем осмотре церкви можно придти к выводу, что в конце XIX - в начале XX веков она подвергалась капитальному ремонту. В ходе которого в качестве перекрытий использовались железнодорожные рельсы. Вблизи алтарной части храма, с внешней стороны, можно обнаружить несколько провалов в подвальное помещение, потолок которого выложен кирпичом в виде свода и укреплен рельсами. Колокольня состоит из трех ярусов, кирпичное перекрытие между первым и вторым ярусами сохранилось, между вторым и третьим ярусами перекрытие отсутствует, оно, видимо, было деревянным. Сохранилась лестница ведущая на второй ярус колокольни.

Лестница в церкви, 2005
Лестница в церкви, 2005


Топографическая карта, 1982

 В 1895 году в селе упоминается Земская школа. К 1916 году помимо этой школы были открыты земская - в д. Косторня и церковно-приходская - в д.Торбеевка.

Население села по годам, человек
1747 1858 1916 2004
170 (муж.душ) 254 369 33

 

Ивановский канал

 В начале XVIII века в близи села прошел Ивановский канал. По замыслу Петра I реки Волгу и Дон должен был связать судоходный канал. Из Иван-озера Веневского уезда вытекали две реки Дон и Шат, последняя впадала в Упу, Упа в Оку, Ока в Волгу.

 В 1701 году начаты работы в ходе которых было расчищено и углубленно Иван-озеро, его берега подняты земляным валом и укреплены. На работы было согнано 35 тысяч окрестных крестьян. Позднее на строительство начали поступать пленные шведы. Истоки обеих рек были выправлены каналами, а на самих реках устроены шлюзы: по Дону – 70, а по Шату и Упе – 14, последний из которых находился в Туле.


Река Шат, ноябрь 2005

  В 1703 году Петр I, по пути в Воронеж, лично посетил строительство. Уже в 1707 году было открыто судоходство и весной этого года прошло около 300 судов. Конечно, это были не большие суда. Как правило, они строились для одного рейса. В России начала XVIII века не было дефицита древесины и поэтому дешевле было построить судно заново, чем тащить его обратно пустым. Но воды не хватало, поэтому навигация осуществлялась только весной, вскоре эксплуатация канала была остановлена.

  Безрезультатные попытки возобновить судоходство продолжались до 1720 года. Совершенствовались шлюзы. Однако, главной причиной неудачи была нехватка воды, в следствие истребления лесов в округе. В 1804 году работы по восстановлению канала начались вновь. А в 1838 году Ивановский канал окончательно объявлен упраздненным водным путем.