WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

Счетчики

© Денис Махель,
2004-2021

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

23:23

 

Богоявленский монастырь

Денис Махель
2020-2021


Казанская и Богоявленская церкви, Илья Герасимов, 2018

"В юго-восточной части Красной площади, довольно круто спускающейся к живописнейшей долине реки Веневки, смотрят на нас из далекого прошлого стройная шатровая колокольня и как бы спрятавшаяся за нею Богоявленская церковь."
В. Н. Уклеин
1

Открытие и закрытие

   Если бы в Венёве уцелел только один Богоявленский храм, этого уже было бы достаточно для небольшого города. Богоявленская и Казанская церкви - все, что осталось от Богоявленского монастыря. Своим появлением монастырь обязан пограничному положению Венёва. Река Веневка в XVI-XVII веках разделяла "русскую сторону" и "полевую", была границей между Русским государством и Диким полем. Самая драматическая осада города разыгралась в августе 1633 года, когда в ходе Смоленской войны крымский хан, союзник польского короля, разорил русские "украинные города". Крымчаки прорвали внешние укрепления Венёва, но взять главную крепость не смогли. Горожане погибшие во время осады были захоронены в большой братской могиле. Вскоре вокруг братской могилы был основан мужской Богоявленский монастырь2. Сегодня в память о тех события установлен большой железный крест.

   В переписи 1646 года монастырь ещё не значится3. Первое документальное свидетельство о его существовании относится к 1666 году, когда был упомянут черный поп Гавриил настоятель "Богоявленской пустыни"4. В подворной переписи 1677 года записано: "На Веневе на посаде монастырь Богоявления Господня, а за тем монастырем причтом и бобыльскими дворами слежения нет."5

   Монастырь просуществовал около 100 лет, и был упразднен по императорскому указу Екатерины II о секуляризации монастырского имущества от 26 февраля (8 марта) 1764 года. У Богоявленского монастыря, как и у всех остальных, было отобрано имущество, которое им приносило доходы. Монастыри вошедшие в "штаты" стали получать финансирование из Казны. Списки самих "штатов" монастырей были составлены ещё в 1762 году. Наш монастырь оказался "заштатным" без казенных денег. Но монастырь не был закрыт мгновенно. По всей видимости, ещё какое-то время он существовал на пожертвования. После ликвидации монастыря, два его бывших храма были приписаны к Николаевской церкви6.


Панорама города, Денис Ворсобин, 2018

Строения

   Монашеские кельи и святые ворота были деревянными, и пришли в ветхость в начале XIX века. Сохранились два каменных храма. На первый взгляд их датировать просто, используя информацию из текста выбитого на фасадах. На плите вмонтированной в южную стену Казанской церкви ещё в конце XIX века можно было прочитать надпись: «1764 года майя в 10 де. постройся сия церковь Божия во имя Пресвятьм Богородицы Казанския при благополучном царствовании благоверной Государыни Императрице Екатерине Алексиевне и при наследнике Ея Благовер[н]ом Государе и великом князе Павле Петровиче по обещанию купцов Емилиана Баравкова, Андреана Барадина»2. Архитектор Владимир Николаевич Уклеин (1898-1986) безуспешно пытался отыскать упомянутую плиту с текстом в конце 1960-х1. Священник Арсений Иванович Каменский (ок.1832-1898) в своей статье 1878 года пересказывал предание, что предшественницей Казанской церкви была одноименная часовня, располагавшаяся на Казанской улице. В часовне хранилась почитаемая резная икона (деревянная скульптура) "Христос в темнице"6.


Закладной камень в Богоявленской церкви на Красной площади г.Венёва, ок.1990
Фотография из фондов Венёвского краеведческого музея

   На Богоявленской церкви текст сильно пострадал, но его ещё можно прочитать: "176? году постройся сия колокольня по обещанию купца Ивана Иванова сына Барадина". В середине XIX века Венев посещал историк Иван Петрович Сахаров, который записал, что Богоявленскую церковь построил купец Иван Бородин в 1766 году. Сахаров вполне мог прочитать информацию на закладном камне колокольни1. Иван Иванович Бородин (р.1695) был богатым купцом, отцом Андрея Ивановича Бородина (1716-1783), который совместно с Емельяном Ивановичем Боровковым (1728-1781) выстроил Казанскую церковь.

   Оба храма построили (1764 и 1766) уже после 1762 года, когда "штаты" были составлены и Богоявленский монастырь посчитали "заштатным", без финансирования. Искусствовед Владимир Иванович Плужников (1938-2020) датировал Богоявленскую церковь 1696-1701 годами12. Элементы древнерусского зодчества конца XVII века можно найти и у Казанской церкви1. Видимо, в 1760-х годах монастырские храмы всего лишь приобрели законченный вид, дошедший до нас.


План города 1779 года с обозначением новых кварталов и старых пунктирной линией

   Не известно точно чем владел монастырь во время своего существования.  В 1721 году пашенный солдат Стрелецкой слободы Евтроп Кириллович Окороков получил в "вечное содержание" от веневского Богоявленского монастыря место у Зарайского моста,  выстроил новую мельницу на трех поставах, получившую название "Лубянка"7.  Его сын Иван (1721-после 1783) на базе отцовской мельницы в 1752 году организовал парусиновую мануфактуру. В самом конце XVIII века факт передачи мельницы в "вечное содержание" был оспорен и мельница оказалась в собственности Тульского успенского девичья монастыря.

   Существует версия, что и здание Каменных палат могло относиться к монастырю2. Хотя сегодня они близко расположены, нужно учитывать, что до перепланировки города 1779 года между монастырем и палатами пролегала большая Рязанская дорога, ведущая от главным ворот крепости к Зарайскому мосту.

  По устной информации жителей, источник в Малой Городенской слободе имел название "Монастырский источник", а на месте сегодняшнего стадиона существовал яблоневый сад, называемый "монастырским садом". Яблони вымерзли во время сильных морозов около 1948 года.


Казанская церковь, Марат Садыков, 05.06.2004

Сивиллы

При историческом взгляде на Богоявленский монастырь и его памятники, открывается, что он был не только твердым пунктом опоры колонизации края, но и, в частности, передаточным местом юго-западной русской образованности.
Н. И. Троицкий
2

   Главной достопримечательностью упраздненного Богоявленского монастыря для историка и богослова Николая Ивановича Троицкого (1851-1920) было изображение сивилл Дельфики и Хивики в правом клиросе Казанского храма. Сивиллы - древние прорицательницы предсказавшие пришествие Христа. Они не были святыми и изображались иногда в католических храмах. Наиболее известны сивиллы кисти Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. До наших дней фрески Казанского храма не сохранилась, поэтому приведем описание из статьи Троицкого 1895 года.


Изображение сивиллы из личного фонда художника Н.А. Лунева

   Сивилла Дельфика представлена в виде девы, с непокрытой головой и открытым лицом, волосы распущены и свободно падают на плечи. Стан одет в тунику, красивые складки которой замыкаются узорным воротом плотно около шеи. Поверх туники широкий плащ, расположенный также крупными висячими складками, пышно окутывает всю фигуру от плеч до ступней ног, обутых в красные глухие сапоги. Правая рука ее приподнята и с открытой ладонью, знак, что она произносит речь; а левая приложена к сердцу, как бы в знак заверения в истинности произносимого пророчества. Рисунок, изящный во всех отношениях, отлично представляет классическую оратриссу-пророчицу. Над ее головой помещается и само ее пророчество в виде надписи мелким полууставом [5;384], такого содержания: «З Сивилла именем Делфика сице рекла в чистую деву Бог вселится того уразумеют людие Господа своего сей приидет Господь ради твоего избавления просветит верных сердца и вечно наследствует».

   Сивилла Хивика также дева, но сравнительно старшего возраста. Голова открыта, волосы на темени перевиты, но в косы не заплетены и свободно спускаются назад; в переплете волос вставлены три продолговатых листа какого-то растения; легкое, прозрачное покрывало головы, свободно отброшенное назад, широкими и красивыми складками развевается за плечами, Стан одет в синюю тунику, но ворот не замкнут (по-восточному?), так что грудь остается полуоткрытой на середине; поверх туники — широкий красный плащ, спускающийся до ног. Правая рука протянута вверх, ладонь полуоткрыта, три пальца прижаты, а большой и указательный впрямь, к небу; левая рука опущена, но что в ней—неизвестно (она сохранилась только до кисти, равно не сохранились и ступни ног). И этот рисунок отличается художественной постановкой во всех чертах и также представляет оратрис-супророчицу. Над главой и этой Сивиллы имеется также полууставная надпись; «4 севилла именем Хивика сице рекла будет девица во младых летех честна и велика от всех жен и родов и блаженство примет на своих руках велия царя понесет приведени будут трои цари и поклонятся ему 3 дары со­вершенно верою»2.

   В Веневском краеведческом музее в личном фонде художника Николая Андреевича Лунева (1914-1998) среди более чем пятисот рисунков хранится изображение сивиллы. Из описания сивилл Казанского храма рисунок Лунева более всего подходит сивилле Дельфике. Отличие в том, что левая рука должна быть прижата к сердцу, а ноги одеты в красные сапоги. У Лунева же левая рука отведена в сторону, обуви не видно, они прикрыты путти (ангелочками). Веневский художник жил на Красной площади, рядом с Казанским храмом и мог видеть остатки фрески. Николай Андреевич сделал основную часть своих рисунков в 1960-70-х годах. Если допустить, что он пытался реконструировать изображение сивиллы Казанского храма по сохранившимся на то время фрагментам, то расхождение со словесным описанием можно объяснить плохой сохранностью этих частей. Остальное довольно точно соответствует тексту Троицкого 1895 года и даже форма в виде клейма (овала).


Изображение Богоявленской церкви ок.1800, фрагмент рисунка "Вид города Венёва ..."13

Бывший монастырь

   В своей статье священник Арсений Иванович Каменский описывает, что в 1870-х годах служба совершалась по воскресеньям и в праздничные дни, а так же когда священникам заблагорассудится. В летнее время действовал холодный Богоявленский храм, а в зимнее - теплый Казанский. На памяти Каменского Казанскую церковь использовали в качестве полковой 6.


Богоявленская и Казанская церкви, фрагмент панорамы города, 1892

  В 1860-70-х годах у Богоявленского храма был свой староста.

1863-1868 купец Василий Васильевич Аникеев8, 9 (1863, 1866)
1872-1877
купец (с 1875 - мещ.) Алексей Платонович Брежнев10, 11 (1872, 1875)

   После 1875 года отдельный староста Богоявленской церкви не упоминается. Скорее всего его функции были возложены на старосту Николаевского храма.

В 1875 году веневский купец Брежнев в пользу церкви оставил капитал в 500 рублей серебром на вечныя времена из 7%, хранящийся в веневском городском общественном банке6.

После 1917


Богоявленская церковь и Николаевская колокольня, Эдуард Нистратов, 1990-е

   В начале 1930-х годов, когда почти все храмы города были закрыты, службы в Казанской церкви временно были возобновлены. В 1939 году здесь была установлена пилорама. В 1980-х годах в Богоявленской церкви действовал пункт приёма стеклотары.


Казанская и Богоявленская церкви, Денис Махель, 11.04.2004

   В 1999 году при Богоявленском храме был образован приход и назначен священник Олег Алейников. За двадцать лет оба храма приведены в великолепный вид, благоустроен Монастырский источник. При храме действует воскресная школа.


Казанская и Богоявленская церкви, Денис Махель, 23.03.2015

Источники:

1. Уклеин В. Н. От Оки до Куликова поля: О зодчестве и зодчих / Худож. В. С. Матвеев. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1970. — 136 с.
2.
Троицкий Н. И. Веневский Богоявленский (упраздненный) монастырь и его достопримечательности, ок.1895
3.
РГАДА Ф.1209 Оп.1 ч.1 кн.493 лл.876-887 "Подворная перепись посадских людей г.Венева, 1646 год"
4.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. - СПб., 1877 - сс.797, 798
5. РГАДА Ф.1209 оп.1 ч.2 кн.14251, лл.1-13 "Подворная перепись Венева 1677 года"
6. Николаевская церковь в г.Веневе // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1878, №№22, 23, 24
7. ГАТО ф.55 оп.1 д.205 "Прошение Веневского солдата Окорокова о разрешении ему построить мельницу на р. Веневке, 1721 год"
8. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1863 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №8, 15.04.1863, с.84
9. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1866 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №4, 15.02.1866, с.36
10. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1872 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №15, 01.08.1872, с.280
11. Церковные старосты, утвержденные на трехлетие с 1875 года // Тульские Епархиальные Ведомости - №5, 07.03.1875, с.79
12. Плужников В.И. Соотношение объемных форм в русском культовом зодчестве начала XVIII в.//Русское искусство в первой четверти XVII века. Материалы и исследования/Под ред. Т. В. Алексеевой. М.: Наука, 1974 - с. 97
13. РГАДА ф.1356 оп.1 ед.хр.6229 "Вид города Венёва через реку Венёвку"