WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

02:43

Электронная библиотека

 

 

Материалы для статистики Российской империи,
1854

Отделение 3, стр. 134-137
По данным за 1841 год.

ВЕНЕВ

   По миру с Литвой, в 1494-м году, Венев остался за Россией: следственно он основан не Иоанном IV Васильевичем - как говорит Карамзин* - а разве только возобновлен или укреплен им.

   С 1708-го года уездный город Московской губернии, Венев в 1719-м приписан той же Губернии к Тульской провинции, в 1777-м к Тульскому Наместничеству, в 1802-м к Тульской Губернии. 1779-го Высочайше утвержден план, а годом прежде герб его, на котором изображены: "восемь перпендикулярных полос зеленых, перевитых серебром через одну до половины щита простирающихся, а другая половина такие же полосы, но противоположного положения с верхними; в середке хлебная златая мера, изъявляющая хлебный торг оного города.

   Венев лежит под 54˚20' северной широты и 55˚45' восточной долготы, в 892¼ верстах от С.-Петербурга, 194 от Москвы и 48½ от Тулы, на месте ровном, возвышенном и сухом, полевому берегу речки Веневки, из которой одни недостаточные жители берут воду, потому что, кто только держит лошадей, возит её из двух прекрасных общественных колодцев.

   Земли в черте города 136320 сажень: 124620 заняты улицами, площадями и строениями; 11700 с. лежат впусте. Выгонам, по известному положению об них, недостает 1440 десятин земли. Из 464 десятин наличных - 19 под проселочными дорогами, 12 у огородников и 50 у хлебопашцев в оброчном содержании, а 200 временно снимаются гуртовщиками. На остальных 183 десятин пасется обывательский скот.

   Улицы, довольно широкие и правильные, по обилию в камне, большей частью вымощены (8 из 11). Кроме нескольких обгорелых домов, покинутых в конец разоренными хозяевами, не остается теперь никаких наружных признаков пожара, который, с 31-го Августа 1834-го года, продолжался две недели и истребил лучшую половину города. Ярость пламени, раздуваемого сильным ветром, была столь ужасна, что в полтора часа занялись друг от друга полтораста домов и сгорела одна из двух пожарных труб, приспевших на помощь. Не удивительно ли после такого несчастья и при очевидной недостаточности собственных, так сказать домашних средств к отвращению подобных утрат, не удивительно ли, что до сих пор ни один веневский житель обеспечил недвижимого имущества своего страхованием? - Из Государственного Заемного Банка выданы были погоревшим 100000 рублей на 8 лет, без процентов, но с уплатой капитала в последние четыре года. Еще не миновал этот срок, а новый Венев, краше прежнего, уже возник из развалин. Несравненно медленнее сооружается прекрасная здешняя церковь Св. Чудотворца Николая. Краеугольный камень ей положен лет 40 тому назад. С того времени до сих пор недостроенная, она и обрушивалась местами, и горела несколько раз. Даже теперь работы далеки до окончания: усердный староста и строитель церковный перед смертью разладили с главным вкладчиком; запасных сумм никаких не осталось, а иногородние сборы и местные пожертвования так скудны, что на них невозможно довершить отделку храма также великолепно, как начата она. Ризница и плащаница в боковых пределах, уже несколько лет освященных, а в главной церкви резная работа иконостаса, еще не вызолоченного, и сами стены, отделанные под мрамор - очень богаты.

   Ярмарок нет. Главные купеческие капиталы обращаются в торговле хлебом, украинским рогатым скотом (до 2000 голов) и лесом из рощ, снятых на вырубку. Хлеб, покупаемый не только на городских базарах, у окрестных помещиков и в селе Иван-Озеро (торговое место на рубеже Уезда Веневского с Епифанским, где берет начало своё река Дон и живут многие промышленники), но и в соседних городах Данков, Епифани, Ефремове, находит себе сбыт в Рязани и преимущественно в Москве. Туда же прогоняется лишний украинский скот; оттуда же идут немногие красные товары, без которых не могли бы обойтись здешние жители. Приметно ослабели против прежнего торги пенькой, щетиной и мерлушкой, для получения которой мещане собирают всякую падаль и предварительно распаривают ее в банях. Как скоро шкура содрана с животного, мясо его вывозится за городскую черту, кости продаются на свеклосахарные заводы, а кожа на Лебедянских ярмарках. Не маловажен доход, получаемый с мельниц. Но гораздо значительней были барыши от постоялых дворов в то время, когда дорога, идущая из Епифани на Венев в Москву, пролегала через самый город. Теперь, пренебрегая сокращением пути на несколько верст, она оставляет его в стороне. Причина та, что под самым Веневом есть гора, с которой прежде был крут и дурен спуск. Пока скудность городских доходов не позволила принять на счет их исправление этого недостатка (ныне устраненного), вошло у окрестных крестьян в привычку, в обыкновение,  объезжать город. А между тем зимой, с раннего утра до позднего вечера, тянутся по веневской дороге обозы (иной день до пяти тысяч подвод), и ночью целыми рядами стоят на улицах какого либо не большого селения, где нет возможности укрыть всех лошадей под навесами и еще слава Богу, если достанет отужинать в крестьянских избах. Помещики тех имений, через которые пролегает этот торговый путь, приняли самые успешные меры, чтобы навсегда упрочить за собой случайно и временно им отданное преимущество: они предоставили постоялым дворам в деревнях своих разные выгоды и льготы, которых не имели и никогда не будут иметь горожане. Сии последние, по недостаточности своей, ни с кем не могут выдержать соперничества. Так на пр. и довольно обширная торговля известным по всей Тульской губернии веневским камнем остается в руках поселян, которые сами добывают и всюду развозят его (с горы на берег реки Осетр, из селений Сосенки, Хрусловки, Кисловки и других смежных с ними деревень). Он известкового свойства, не очень крепок, зато чист, бел, и легко обтесывается во всякие формы.

   Папушный табак для трех Венёвских фабрик из губерний Полтавской и Харьковской; нюхательный, здешней выделки, раскупается большей частью в Веневе и уезде его, но так же и в соседних городах Кашире, Зарайске, Михайлове. Обороты табачных фабрикантов в сложности едва превышают 6 тысяч рублей. Полуфаянсовый завод купца Завьялова, отдельно взятый, выручает более 8 тысяч рублей. Посуда, на нем приготовляемая, развозится по всему уезду. Она еще не отлична добротою; но можно надеется на постепенное усовершенствование её, потому что завод недавно только устроен, а верстах в 7 от Венева есть превосходная глина.

 

*История Государства Российского, т.IX, гл.VII, стр.467