WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

18:27

Электронная библиотека

 

 

Описание венёвских училищ В.Золотовым, 1863

Журнал Министерства народного просвещения,
декабрь 1863,
Фрагмент статьи "Исследование грамотности по деревням.
Поездка с 16-июня по 16-е сентября
в Московскую и Тульскую губернию",
В. Золотов

...

   Отсюда я переехал в село Васильевское веневского уезда к кн. Ек. Ал. Черкасской, которая почти постоянно, круглый год, живет в деревне и уже несколько лет тому назад употребляла все усилия, чтобы устроить у себя школу для крестьянских детей; но сперва она встретила в этом большие затруднения: крестьяне не охотно отдавали детей учиться, все чего-то опасаясь; считали это прихотью и не крестьяне, а некоторые даже радовались неудаче. Княгиня однако ж не отступала от своего доброго намерения; она не переставала заниматься даже тогда, когда у ней оставалось два, три учащихся; такое упорное терпенье не осталось бесплодным; наконец мало по малу число учащихся стало увеличиваться; начали учиться и девочки; когда же повеяло по всей России грамотностью, то у неё тот час образовалась значительная школа, которая в настоящее время, без всякого сомнения, может считаться образцовой во всем околотке. Ученье для желающих продолжается и летом; некоторые дети приходят верст за 6; иные и теперь еще, украдкой от отцов, по согласию только матерей; несмотря на слабость своего здоровья, княгиня постоянно сама занималась детьми, имея при себе только помощницу, ею же подготовленную; учащимся выдаются на дом для чтения книги, чем и здесь уже сильно развита любовь к чтении и слушанию чтения.

   У кн. Черкасской также был съезд священников, с которыми очень приятно было побеседовать; съехались, за исключением благочинного, все люди молодые, товарищи по курсу; поэтому они смотрят на грамотность уже с новой точки и во взглядах их на этот предмет нет разительных противоречий. Один из них выразил мысль, что не всегда и требы могут мешать ученью, особенно в приходах, которые не слишком разбросаны. У себя, например, он распорядился так, что занимается в школе только три часа, от 9 до 12-ти, и в эти часы он уже никуда не отлучается, кроме самых экстренных случаев, которые бывают до­вольно редки. Также точно распорядился у себя священник селения Горелки. Полагаю, что их примеру могли бы последовать и многие другие; потому что 3-х часов ученья очень достаточно для сельской школы, да и крестьяне не жаловались бы, что у них отнимают на весь день, в продолжение 7 месяцев, помощников в семье. Если крестьяне и требуют от нанимаемых ими учителей, чтоб дети сидели в школе от зари до зари, то это опять таки бессознательно, собственно потому только, чтоб деньги заплаченные за ученье потом вышли из учителя. По их понятиям, если можно целый день пилить, косить, пахать и проч., то можно и часов 8 сряду учить; но от таких-то предубеждений и следует отклонять крестьян, доказывая им опытом, что успех ученья зависит не от долгого просиживания в школе, а от уменья учить.

   Неподалеку от села Васильевского, в селении Мильшино, находится также замечательная сельская школа; занимается в ней преподаванием тоже сама помещица, г-жа Ржевская, с полным самоотвержением посвятившая себя этому делу и дело ведется совершенно рационально; даже арифметика, которой она учит тоже сама, преподается уже по методе Грубе, с которою ознакомилась по изданной мною арифметике. По общему отзыву, г-жа Ржевская пользуется особенным уважением всех соседних крестьян, для которых она действительно служить вполне сестрою милосердия; не редко случается, что к какому-нибудь больному, за несколько верст, она отправляется на простой крестьянской тележке, а иногда и пешком, не смотря ни на погоду, ни на какую пору времени. И такое то христианское самоотвержение некоторые называют странностью, увлеченьем, неприличным для помещицы.

   Под попечительством кн. Ек. Ал. Черкасской находится женское веневское училище, куда я отправился вместе с ней; не доезжая до Венева, мы остановились в Хрусловке, селение временно-обязанных крестьян, чтобы взглянуть на их школу, для помещения которой уступлена довольно просторная изба, которая назначалась было помещицею для убогих, но их, слава Богу, не оказалось, или по крайней мере не оказалось желающих поместиться в этой избе. Начало этой школе положено священником Ив. Знаменским; но когда число учащихся значительно увеличилось,—в настоящее время их более 50, — тогда священник пригласил крестьян нанять учителя; они согласились и назначили учителю 100 р. в год, при чем он имеет и помещение; учитель этот мещанин, вышедший из духовного звания; при посещении нашем присутствовал и священник; перед учащимися лежали церковные буквари, псалтыри, часословы, месяцесловы и нисколько книг гражданской печати, но без духовного содержания, недоступного не только для детей, но и вообще для простолюдина. Я попросил учителя продолжать урок, как он это обыкновенно делает, и он преважно скомандовал: «читай». Ребята придвинули книги, подняли указки и зачитали во весь голос каждый свое. Только тот, кто бывал в детских приютах, может представить себе этот безобразный, оглушительный шум, невыносимый для непривычной головы. Я попросил перестать, но не скоро остановилась машина, хотя и учитель и священник оба махали, чтобы удержать рвение своих учеников. Когда утихли, я спросил у учителя: скажите, сделайте одолжение, разве при этом шуме вы можете разобрать, кто как читает; разве смотря в псалтырь или часослов, они не могут кричать, что им угодно, даже кукурекать, мяукать, лаять?» —«У нас так принято-с, отвечал он, впрочем мы ведь их спрашиваем и по одиночке. Когда я начал спрашивать по одиночке, то убедился, что очень немногие читают сколько-нибудь порядочно, при этом, разумеется, нисколько не заботясь о смысле речи. Из св. истории могли отвечать только на вопрос из книги; потому что при таком механическом учении, заучиваются слово в слово не только ответы, но и вопросы, как актерами реплика. Молитвы и заповеди проговорили твердо, но без малейшего понимания, так что ни один не мог сказать, что зна­чить слово кумир; не смотря на все жесты священника, старавшегося намекнуть на значение слова, вопрос остался неудовлетворенным. Случалось мне во многих местах встречать подобное бессмысленное учение, но там по крайней мере учителями простые грамотники, получавшие от 15 до 20 р., в зиму; за 100 же рублей жалованья, если даже и отделяет из него себе некоторую часть священник, можно иметь гораздо получше учителя; ведь не более 100 р. жалованья получают учителя приходских училищ, живущие в городе и не имеющие казенной квартиры.

   Грустно, очень грустно, что так не внимательно употребляется пожертвование крестьян, только что начинающих сознавать потребность грамотности, и это не у одного только отца Иоанна, но и у некоторых других; нет сомнения, что священники-наблюдатели обратят на это должное внимание, но все-таки контроль общества посредством частного комитета грамотности был бы вернее, потому что члены таких комитетов были бы уже самыми беспристрастными судьями; теперь же пока могли бы в этом деле помогать мировые посредники, но ведь не все они расположены к этому, да и не каждый способен.

   Женское Веневское училище помещается в одном доме с мужским приходским; первое в верхнем этаже, второе в нижнем; помещение для того и другого весьма удобное; положительные средства, определенные от города на содержание женского училища, очень не велики, всего триста рублей; но благодаря именно попечению княгини и пожертвованиям, по её приглашению, некоторых дворян, оно устроено очень прилично, снабжено всем нужным и по числу учащихся *) имеет достаточное число учителей: чтению учит сама смотрительница с помощью старших девочек; закону Божий один священник, а чистописанию и арифметике другой священник. Не скажу, чтобы ученье шло вполне рационально, о чем я и заметил, как смотрительнице, так и преподавателям; но все-таки, благодаря советам княгини, многое уже значительно осмыслено. Кроме означенных предметов, девочки занимаются рукоделием и именно таким, какое им наиболее может быть пригодно. При училище есть и небольшая библиотека, из которой девочки могут брать книги на дом для чтения; есть также книги и для продажи, которые девочки сами приобретают, уплачивая за них по возможности, копейки по 3, и даже по 2, из денег, которые получают от родителей на лакомства. Конечно, при такой продаже имеется в виду только, то, чтобы приохотить детей к чтению и приобретению книг и потому такой пример не мешало бы принять к сведению многим элементарным училищам.

   Учитель мужского приходского училища по видимому очень усердный человек, и скажу откровенно, что им сделано все, что может быть сделано одним человеком с сотнею учащихся, которые поступают не в определенное время, а в продолжение всего года, и у которых нет даже одинаковых книг для чтения.

   В приходском училище я встретил священника из деревни Хавки, государственных крестьян, который, узнавши о моем приезде, привел показать мне несколько своих учеников; особых успехов они не оказали; но все-таки заметно, что способ старого ученья уже несколько осмыслен; у этого священника были начаты воскресные беседы с прихожанами, на которых они собирались охотно; но по каким-то, мне неизвестным, причинам, они прекращены.

   Перед самым нашим отъездом, учителя выразили мне желание, чтобы я подробнее объяснил им указанный мною способ обучения чтению, письму и арифметике при испытании детей; вследствие этого я приехал к ним на другой день и в, числе пожелавших ознакомиться с новым способом ученья, кроме священников и учителей, также инспектора тамошнего духовного училища, было несколько и веневских граждан.

 ...

*) По списку число учащихся доходит до 90, но приходят учится редко более 60-ти.