WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

15:59

Электронная библиотека

 

 

Газета "Красное знамя" (Венёв) за 1969 год

№6 (4737) от 14.01.1969

ШАГ В БОЛЬШОЙ МИР ИСКУССТВА

Четыре года назад в Веневе распахнул свои двери новый Дом культуры. В нем теперь большой (на 550 мест) просмотровый зал, красивое просторное фойе и комнаты для кружковых занятий. Они почти каждый вечер заполнены любителями искусства. А кружков здесь 18.

Драматический кружок с двумя группами — старшей и младшей. Струнный оркестр русских народных инструментов и духовой тоже с двумя группами — начинающих и уже освоивших музыкальную грамоту участников, танцевальный с тремя группами: младшей, средней и старшей и т.д.

Вечер... Мы на занятиях детского драматического коллектива, которым руководит Михаил Борисович Германский. Ребята (а это в основном школьники) готовят к постановке пьесу Геннадия Мамлина «Фейерверк».

Юные кружковцы — старшеклассники Веневской средней школы Сережа Акимушкин, Люся Сабашковая уже не новички на сцене, но они внимательно слушают указания руководителя. И недаром спектакли: «Пакет из Африки», «Золушка» и другие, в которых заняты эти любители сцены, пользуются большим успехом.

Окончив трудовой день, спешат под гостеприимные своды Веневского Дома культуры рабочие и служащие веневских предприятий: шофер Веневского автотранспортного предприятия старейший участник драматического коллектива Дмитрий Харитонович Илюхин, председатель добровольного пожарного общества Владимир Юрьевич Ильин, заместитель директора УПП ВОС Вячеслав Владимирович Жданов и другие.

Сейчас они готовят к постановке комедию в двух действиях А. Стельмаха «Кум королю».

Коллектив струнного оркестра русских народных инструментов под управлением Б.Т. Кузнецова и Е.В. Кирюхина скоро выступит с новым репертуаром.

С большой любовью обучает участников духового оркестра его руководитель Николай Васильевич Марков. В репертуаре оркестра строевой марш «Слава гвардейцам», марш «Комсомолец», русская народная песня «Байкал» и другие.

Выступления эстрадного оркестра Дома культуры (руководитель Владимир Трофимович Ершов) также пользуются большим успехом у веневских зрителей.

В Доме культуры есть свои солисты, такие, как Нина Демидова, исполнительское мастерство которой знакомо жителям нашего района, Альберт Прокудин, который неизменно имеет большой успех у зрителей, Валерий Бураков и другие.

Танцевальный коллектив (руководитель Людмила Капцова, баянист Василий Алексеевич Ермаков) неоднократно завоевывал первенство в областных смотрах, часто выступает в других районах нашей области.

Большим успехом пользуется русская танцевальная картинка «Коробейники», в которой занято 12 человек, эстрадный танец «Лимба», испанский — «Хабанера» и другие.

Не знаем, будут ли нынешние самодеятельные артисты знаменитостями, но они уже сделали один шаг в большой мир искусства.


На снимке: Б.Т. Кузнецов с одним из участников оркестра.
Фото А. Степанова

Т. РАЧКОВСКАЯ

 

№13 (4744) от 30.01.1969

По городу и району

Интересный способ передвижения придумал механизатор совхоза «Веневский» Алексей Васильевич Лукьянов. Используя двигатель от мотоцикла «Урал», люльку, он сконструировал аэросани.

Поставленные на три широкие лыжи, они легко мчатся по снегу. До 60 километров в час – такова их скорость.


На снимке: А.В. Лукьянов на своих аэросанях. Фото А. Степанова.

 

№15 (4746) от 04.02.1969

ПЕВЕЦ РОДНОГО КРАЯ

Николая Андреевича Лунева с полным основанием можно назвать певцом родного города. Его творчество неразрывно связано с Веневом. Вот уже несколько лет художник отображает на полотнах красоту его улиц, скверов, садов и с каждой новой работой открывает что-то красивое, свое, веневское.

Много размышлений вызывает у поклонников искусства его картина «Горсад зимой». Живописец сумел подобрать краски, ярко изобразить красоту зимнего дня, одетые в серебро деревья. Когда смотришь на эту картину, невольно сравниваешь с зимней сказкой.

Палитра художника щедра. Это особенно заметно, когда Николай Андреевич пишет летние пейзажи. Тогда под его кистью оживает богатая природа города, по-своему привлекательной становится неприметная речка Веневка и ее окрестности. С этими местами связано немало работ Лунева. «Вечерние сумерки», «Лунная ночь», «Пути-дороги», «Пригрело» — это только небольшая часть сделанного им за последние три-четыре года.

Живописец в своем творчестве стремится показать расцвет городской культуры, рост колхозной деревни, ее людей. К таким работам относится акварель «Микрорайон», «Крылатый помощник», которые ярко рассказывают о больших переменах, происшедших в жизни города, где ровными рядами выстроились шеренги новых домов. Вторая картина повествует о трудовых буднях авиаторов, ведущих с воздуха подкормку посевов в колхозе. Удачно подобранная композиция делает эту картину по особенному привлекательной.

Невелика рабочая комната художника. Все ее стены уже давно заняты этюдами и крупными полотнами. Теперь уже на стенах нет свободного места и некоторые картины остались на мольберте. Трудолюбию Лунева можно только позавидовать.

— Задумал я написать историю родного города с древних времен и до наших дней, — рассказывает Николай Андреевич. Вот эта работа положит начало нескольким полотнам.

Художник подвел меня к диораме и включил электрический свет. Маленькие лампочки, скрытые за выступом рамки, осветили небольшого размера диораму. На одном квадратном метре стоял миниатюрный городок, окруженный сторожевыми башнями и деревянной стеной. Расположенный на крутом каменистом откосе, он чем-то напоминал Венев. Впрочем, это и был Венев, только не современный. На табличке стояла надпись: «Диорама города Городенска на Веневе 1672г.». Да! Таким был наш город триста лет назад.

— Сколько лет вам пришлось работать над этим?

— Шесть лет, — коротко ответил художник.

И здесь пригодились многообразные знания. Луневу приходилось быть не только живописцем, но и скульптором, плотником и столяром, На городских улицах стоят миниатюрные дома, церкви, скульптуры людей в старинной русской одежде и лошадь в санях и сбруе. Эта очень тонкая работа потребовала много терпения и выдумки.

— В крепости было шесть башен. Главная из них называлась «Проезжая». А «Тайницкая» имела тайный ход к реке на случай осады крепости. Но со временем этот ход остался забытым, — рассказывает художник.

В его рассказе слышится неплохое знание истории Венева. Целая папка документов накопилась у него о прошлом города. Хорошую помощь в этом оказал знаток своего края, секретарь партома совхоза «Прогресс» М.Г. Бороздинский, доставивший Луневу чертежи старинной крепости и башен.

Диорама древнего Венева несомненно представляет большой интерес и привлечет внимание поклонников искусства.

Следующим полотном из этой сери картин является «Венев 1930 года». Это город с памятниками старины. А вот современный Венев художник покажет в скором будущем.

Николай Андреевич Лунев - участник районных и областных художественных выставок. Иго творчество нашло положительную оценку у посетителей и специалистов. Впрочем, об этом свидетельствуют и несколько Почетных грамот, полученных им в награду за благородный труд.

Лунев уже не молод, но неувядаемым мастерством обладает его кисть. Живописец полон творческих планов и замыслов. Он поддерживает связь с известным тульским художником Пеньковым, советуется с ним.

Николай Андреевич уже шесть лет руководит изостудией при Веневском Доме пионеров, воспитывает юных художников. Их работы регулярно экспонируются на выставках.


На снимке: Н.А. Лунев за работой.


Диорама города Городенска на Веневе 1672 г.

Фото А. Степанова
В. КРЮЧКОВ.

 

№ 23 (4755) от 22.02.1969

 

№25 (4757) от 27.02.1969

По городскому избирательному округу №15

СТИХАРЕВА Ивана Тимофеевича, 1910 года рождения, члена КПСС, инженера лесного хозяйства, выставленного общим собранием рабочих и служащих Веневского лесхоза.

 

№35 (4767) от 22.03.1969

ПЕРВЫЕ ГЕРОИ

В читальном зале районной библиотеки мы случайно наткнулись на две старые, пожелтевшие фотографии, на которых были изображены самолеты старых марок. На обороте одной фотографии надпись: «Самолет «Фоккер С-4» в городе Веневе в 1928 году, на котором мотористом был Михаил Васильевич Водопьянов, ныне Герой Советского Союза». На обороте другой значилось: «Самолет «Юнкерс-13» в городе Веневе в 1933 году. В кабине полярный летчик Бабушкин».

На обоих снимках черной тушью поставлена подпись «Н.А. Лунев».

С третьей фотографии на нас смотрит человек в военной гимнастерке. На голове форменная фуражка с кокардой. Мужественное, спокойное и очень знакомое лицо летчика Бабушкина.

Рядом с библиотекой стоит приземистый домик. В нем живет известный в области художник Николай Андреевич Лунев. Его небольшая комната напоминает миниатюрную картинную галерею.

На картинах живописные уголки родного для него Венева. Привлекает внимание диарама старинного Венева. В каждой картине этой небольшой диарамы чувствуется великая любовь талантливого, самобытного художника к родному краю.

Но было раньше у Николая Андреевича и другое увлечение: фотографирование. Это и послужило тому, что он — автор ныне уникальных фотографий. Вот, что он нам рассказал:

Первую из этих фотографий я сделал сорок лет назад. Мне тогда было четырнадцать. Было это в том самом месте, где нынче находится территория районного объединения «Сельхозтехника». Прежде там был пустырь. Чистое поле, если не считать маленького сарайчика. Здесь-то и сели два самолета. В то время самолет для всех нас был настоящей диковинкой, и мы поспешили к ним.

Мы узнали, что они будут делать аэрофотосъемки. На одном прилетели Жаркович с бортмехаником Михаилом Водопьяновым, на другом – Иванов. Сарайчик они приспособили под хранение горючего.

Находились они в Веневе все лето, жили на квартирах. Однажды, будучи на аэродроме, я и сделало один из этих снимков.

Другую фотографию я сделал через пять лет, т.е. в 1933 году. Летчик Бабушкин совершал агитполет. Сел он на Хавском поле.

Бабушкин весь день катал на самолете передовых колхозников. Призывал молодежь учиться в летных школах.

Такова история этих фотографий.

А вот что вспоминает о прошлом жительница Венева Т.Н. Рачковская:

Это было летом в 1928 году. В доме № 37 по улице Советской, который находился рядом с нашим, поселился на квартире один из тех летчиков, что приехали в наш город для аэрофотосъемок.

Многие жители города ходили смотреть на самолеты, как на новинку. Я тоже бегала туда.

Хорошо помню Михаила Васильевича Водопьянова. Он был высокий,  загорелый, с улыбкой на открытом лице.

Любимым занятием Михаила Васильевича в часы досуга была игра в настольный теннис. Ей он обучил многих молодых людей, с которыми подружился в Веневе…

В. КОМОВ

В. КРЮЧКОВ

 

№37 (4770) от 27.03.1969


На снимке: юные авиамоделисты Коля Брежнев и Женя Лопаткин со своими моделями.
Фото В. Короткова

Второй год при Веневском Доме пионеров работает кружок авиамоделизма, руководит которым Николай Константинович Стахеев. Кружок полюбился ребятам. В нем занимаются учащиеся школ города с 4 по 10 класс.

В прошлом году юные авиамоделисты были участниками областных соревнований. И ничего, что они не получили призов – это еще впереди.

Сейчас члены кружка усиленно готовятся к районным, которые будут 18 мая, и областным соревнования.

 

№48 (4481) от 19.04.1969

ПЕРВЫЙ ПОРТРЕТ ИЛЬИЧА

Где, кем и когда был создан первый портрет В.И. Ленина? Сохранился ли он где-нибудь до наших дней? Эти вопросы все чаще и чаще задают себе биографы и многие исследователи жизни и деятельности великого вождя.

На самом деле, кому из художников удалось создать первый портрет, Владимира Ильича, который получил бы народное признание и до сих пор хранился бы в его первозданном виде?

Ответ на этот вопрос был опубликован в «Правде» 19 февраля с. г. А. Шефовым. В статье «Портрет Ильича» он пишет, что ему недавно удалось отыскать с помощью старой фотографии первый скульптурный бюст В.И. Ленина в г. Осташкове. Но первый ли это портрет? Ведь автор не указывает, когда он появился в Осташкове. Мы совершенно согласны с т. А. Шефовым в том, что первые скульптурные портреты В.И. Ленина были созданы не художниками Н. Альтманом и Н. Андреевым, начавшими работать над образом В.И. Ленина только в 1920 г, а московским скульптором Г.Д. Алексеевым. В отношении же местонахождения первого скульптурного портрета Ильича у нас другое мнение.

- В 1918 году, — рассказал нам бывший секретарь Веневского уисполкома Тульской губернии, теперь пенсионер Сергей Алексеевич Камаев, — мы готовились отметить 1-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Этот праздник нам хотелось встретить как-то по-особенному, торжественно. И вот на одном из заседаний уисполкома было принято решение отправить кого-нибудь в Москву и добыть там скульптурный портрет Владимира Ильича. Выбор пал на меня.

Напутствуемый горячими наказами тогдашнего председателя уисполкома А.Г. Панкова, работавшего потом с 1922 по 1929 год в Горках-Ленинских, за полтора-два месяца до праздника отправился я в Москву с важным поручением. Прожил там около недели и уже думал, что придется ехать ни с чем, так как у всех рекомендованных мне скульпторов портретов Владимира Ильича не оказалось. Но тут мне посоветовали обратиться к скульптору Алексееву (имени и отчества уже не помню). Я направился в мастерскую, кажется, на Большую Бронную. Здесь я у него впервые увидел почти уже готовый, но еще не высохший скульптурный бюст В.И. Ленина.

Рассказал ему о данном мне поручении. Мы быстро договорились об условиях, на которых он передал бы этот скульптурный портрет В.И. Ленина. Потом я возвратился в Венев для согласования вопроса в уисполкоме.

Здесь мы быстро договорились обо всем и недели через две-три я опять поехал в Москву для покупки и перевозки скульптуры В.И. Ленина в Венев.

До праздников оставалось не больше двух недель. Когда я привез бюст В.И. Ленина в уисполком, то вскоре после этого у здания уисполкома стали делать из кирпича постамент. А накануне октябрьского праздника состоялось его торжественное открытие. На открытии присутствовало много народа. Все были взволнованы. С этого торжества Владимиру Ильичу Ленину от имени всех присутствующих была послана приветственная телеграмма.

Этот рассказ С. А. Камаева был записан мной еще в ноябре 1965 года. Но я, к сожалению, не мог до сих пор, до появления статьи в «Правде» А. Шефова, ничего узнать о скульпторе Алексееве. И тут я еще раз обратился за помощью к С.А. Камаеву.

Сергей Алексеевич подтвердил, что именно в 1918 году, когда скульптор Георгий Дмитриевич Алексеев после покушения на Владимира Ильича слепил его скульптурный бюст, в Веневском уисполкоме решили приобрести такой бюст для нашего города.

Но первая годовщина Октября в Веневе и уезде была омрачена, как известно, контрреволюционным эсеро-кулацким мятежом. Был зверски избит уездный военный комиссар Д.С. Соломенцев, лично встречавшийся с В.И. Лениным во время работы III съезда Советов. Погибли десятки стойких революционеров и бойцов за дело рабочего класса и всех трудящихся.

Об этом печальном событии был поставлен в известность В.И. Ленин. По его поручению в Венев приезжала специальная следственная комиссия и виновники понесли наказание.

О событиях в Веневе и в уезде в центральной печати было опубликовано много фотографий, и Владимир Ильич очень интересовался этим.

В газете «Известия» № 222 от 21 сентября 1968 года была опубликована старая фотография о праздновании 1-й годовщины Октября в Веневе и в сноске под ней указывалось, что эту фотографию В.И. Ленин хранил в своей личной библиотеке в Кремле.

В настоящее время живы еще люди, которые 7 ноября 1918 года запечатлены на этой фотографии. Те, кого из них нам удалось разыскать тоже подтверждают, как в то время в Веневе состоялось открытие первого скульптурного портрета В.И. Ленина.

Но, к сожалению, мы не можем сейчас точно без специалистов установить, какой же из двух имеющихся в Веневе скульптурных портретов В.И. Ленина является первым.

С.А. Камаев утверждает, что привезенный им бюст был сначала установлен перед зданием уисполкома, где сейчас средняя школа, а потом перенесен на Красную площадь города. Другие, в том числе веневский уездный прокурор 1917 — 1920 гг. Г.А. Бочаров, О.П. Бусина (Филимонова), которая запечатлена на опубликованной в «Известиях» фотографии 1918 года, говорят, что первый бюст В.И. Ленина в Веневе был установлен на Красной площади и никуда не переносился.

Надо надеяться, что истина с помощью общественности и специалистов будет восстановлена.

М. БОРОЗДИНСКИЙ

с. Хавки.

 

№49-50 (4483-4484) от 22.04.1969


Фото А. Степанова

 

№ 113 (4545) от 20.09.1969

 

№133-134 (4555) от 07.11.1969

ПЕРВЫЙ ОКТЯБРЬ

Канун первой годовщины Октября в 1918 году был испорчен погодой. Выпавший было снег к 6 ноября растаял и получилась грязь, слякоть.

Веневские попы и торговцы язвительно злословили по этому поводу: «Вот что значит безбожный праздник. Только намерились большевики отпраздновать годовщину своей революции, а бог на них непогоду послал».

Не верили буржуи и попы, что первый Октябрьский праздник хорошо пройдет в Веневе. Не верили, что установленная год назад власть Советов сумеет продержаться под их контрреволюционным напором.

Однако не такие люди были эти большевики, чтобы пасовать перед трудностями. Они верили в свою победу и в свой праздник.

«Отрешившись от всех повседневных забот, писал накануне Октября веневский большевик Д.С. Соломенцев, — соберемся в день Октября на митинги и демонстрации и покажем своей солидарностью нашим врагам нашу силу и сплоченность, поклянемся грядущим поколениям, что будем бороться до полной победы социализма».

И первый Октябрьский праздник начался. Он начался уже 6 ноября 1918 года. Венев наряжался в праздничный наряд.

В 12 часов 6 ноября прервалась работа веневских предприятий и учреждений. С флагами и самодельными знаменами потянулись трудящиеся к зданию уисполкома, где должен был состояться торжественный митинг в честь открытия в Веневе первого прижизненного памятника вождю революции В.И. Ленину. Этот, возможно самый первый в истории гипсовый бюст вождя, изготовленный скульптором Г.Д. Алексеевым, привез из Москвы секретарь уисполкома С.А. Камаев.

А потом участников митинга приветствовали и поздравляли председатель уисполкома А.Г. Панков, председатель укомпарта С.М. Милейковский, представители Тульских губкома и губисполкома.

Неизвестный фотограф запечатлел этот торжественный момент на фотоснимке, который долгие годы хранил в своей личной библиотеке Владимир Ильич.

Вечером 6 ноября в доме бывшего купца Тулина, переименованном в дом им. В.И. Ленина, состоялось торжественное собрание.

Утро следующего дня и весь день 7 ноября выдались на зависть силам контрреволюции, с небольшим морозцем и исключительно солнечными.

Стрелки часов уверенно приближались к одиннадцати. По улицам со всех сторон потянулись с лозунгами и кумачевыми стягами многолюдные колонны демонстрантов. В 11 часов начался смотр революционных сил.

Неизвестный фотограф запечатлел некоторые моменты этой первой октябрьской демонстрации трудящихся в г. Веневе. Около 50 лет бережно хранил эту интересную историческую фотографию Д.С. Соломенцев в своем личном архиве.

Публикуя сегодня этот снимок в нашей газете, мы уверены, что многие веневцы узнают на нем самих себя, вспомнят о тех трудных, но героических днях революции и расскажут об этом своим потомкам.

М. БОРОЗДИНСКИЙ.

 

№136 (4557) от 13.11.1969

За несколько часов

5 ноября утром в южной части города раздался сильный удар грома. Прямым попаданием молнии был разрушен участок высоковольтной линии. Полностью разрушены три опоры: щепки от нее разлетелись в радиусе до 30 метров.

В одной из трансформаторных подстанций сгорел трансформатор. Нарушилось водоснабжение города и станции. От удара молнии пострадал буровой рабочий В. Горшков, сидевший в помещении геологоразведки, облокотившись на батарею водяного отопления.

Аварийные работы начались немедленно. Бригада электриков в составе старших электромонтеров Ю.Д. Барышева, А.И. Осипова, монтеров Н.Г. Бузовкина, А.Д. Рыбина, В.В. Чепченко принялась за дело. Восстанавливать энергоснабжение в самых сложных условиях — привычное дело электриков. Под дождем, при сильном ветре работа продолжалась до вечера.

К наступлению темноты последствия осенней грозы были ликвидированы.

Н. АЛЯВДИН,
начальник городской электросети.

 

№ 147 (4568) от 9.12.1969

КРЕСТЬЯНСКИЙ ХОДОК

В доме Валентина Ильича Молодчикова я бываю нечасто. Мешает этому не только нехватка времени, но и отдаленность населенного пункта: деревня Звойские Выселки стоит на отшибе от дорог.

К моему приходу Валентин Ильич всегда приготовит какой-нибудь сюрприз: то картину новую напишет, то сочинит стихотворение. И я каждый раз поражаюсь талантливости простого русского человека. Ведь за шестьдесят ему, а он по-прежнему полон творческого вдохновения, занимается живописью, участвует в выставках самодеятельных художников. За короткий срок он получил несколько дипломов, отмечающих его творчество, стал лауреатом Всесоюзной художественной выставки, посвященной 50-летию Советской власти.

И на этот раз я застал В.И. Молодчикова с бумагами в руках. Он сидел над журналом «Смена» и рассматривал иллюстрации. Потом, придвинув журнал ко мне, сказал:

- Ведь на этом снимке изображен мой отец Илья Иванович Молодчиков. Была и в нашей семье такая фотография, да подевалась куда-то.

Я с интересом стал рассматривать снимок. На лестнице с бумагой в руках сидит пожилой крестьянин, одетый в овчинный тулуп и шапку-ушанку. «В приемной Председателя ВЦИК. 1925 год», — значится под снимком.

Этот крестьянин — отец В.И. Молодчикова.

Как же стал крестьянским ходоком Илья Иванович Молодчиков? Что привело его к «всесоюзному старосте», как тогда звали М.И. Калинина. Вот что рассказал мне В.И. Молодчиков.

Наша семья в 1925 году жила в деревне Звойка. Мужики поговаривали о новой жизни, о совместной обработке земли. Были и такие, которым не по душе пришлись эти разговоры. Вот тогда несколько хозяйств и задумали переселиться на новое место, образовать товарищество по совместной обработке земли, доказать односельчанам преимущества коллективного труда.

— Иди, Иван, к Калинину, проси земли для выселок, да разузнай получше о ТОЗаХ! - напутствовали его крестьяне.

Так крестьянин из деревни Звойка оказался на приеме у Михаила Ивановича. Просьба его была удовлетворена. Илья Иванович уносил из Москвы разрешение на переселение и фотографию.

Вместе с И.И. Молодчиковым тогда переселилось 7 хозяйств. Не мудрствуя долго, они назвали новое селение Звойские Выселки. Сообща обрабатывали землю, построили новые дома, посадили большие фруктовые сады. Хорошо зажили на новом месте переселенцы. И в колхоз вступили все сразу, назвав его поэтическим словом «Заря». Да не долго пришлось жить крестьянскому ходоку. В 1931 году он умер.

На примере, этой семьи ярко видно, какие широкие горизонты открыла Советская власть для крестьян. Илья Иванович вырастил несколько сыновей. Так, старший, Александр, участвовал в установлении Советской власти в Сибири, во время гражданской войны командовал полком. Был ранен. Сейчас он на пенсии, живет в Москве.

Второй сын, Михаил, стал живописцем. Его полотна вошли в сокровищницу советской живописи. И теперь, несмотря на преклонный возраст, он, по-прежнему превосходно пишет картины.

Дочь Мария избрала профессию педагога. Она учительствовала в школах с 1923 года до ухода на пенсию и воспитала сотни юношей и девушек. За долголетнюю работу в школе она награждена орденом Трудового Красного Знамени и медалью «За доблестный труд».

Интересна биография младшего — Валентина. Он посвятил свою жизнь деревне, был крестьянином. Участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен. И после демобилизации опять вернулся в деревню. Работал в колхозе. Вышел на пенсию. И тогда только взялся за кисть. На шестом десятке человек начал изучать искусство: писал картины, поступил учиться в Московский народный университет имени Н.К. Крупской на заочное отделение живописи и рисунка. Был участником районной, областной, Всероссийской и Всесоюзной художественных выставок, где впервые его полотна получили положительную оценку профессионалов-художников.

У В.И. Молодчикова большие планы на будущее. И я уверен, что его кисть создаст еще немало полотен, ярко отображающих нашу советскую действительность.

В. КРЮЧКОВ

 

№154 (4575) от 25.12.1969

СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ

Впервые эту фотографию веневцы увидели в 1957 году на вечере встречи трех поколений в честь 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции в Веневском Доме культуры. А в 1959 году я держал ее в руках на квартире Д.С. Соломенцева в Москве и с интересом слушал его рассказ об истории появления этого снимка.

Было это в апреле 1918 года. Разоренная многолетней империалистической войной, страна находилась в чрезвычайном положении, а тут еще грабительский со стороны немецких империалистов брестский договор, саботаж и диверсии внутренней контрреволюции, начало иностранной военной интервенции.

В этой обстановке 10 апреля 1918 года собрался IV Веневский уездный съезд Советов. В его работе участвовало около 400 делегатов от крестьян, рабочих и солдат местного гарнизона.

Основным в повестке дня съезда, сообщалось в газете «Веневский революционный вестник» 17 апреля 1918 года, был земельный вопрос, однако контрреволюционным элементам, оказавшимся в большинстве на съезде, удалось сорвать его обсуждение.

Большевики А.Г. Панков, С.М. Милейковский, Д.С. Соломенцев, Г.А. Бочаров, И.М. Рогожин, П.С. Кубышкин (все они запечатлены сидящими на скамейке в центре фотографии) и другие в своих выступлениях и в предложенной ими резолюции требовали немедленного передела земли и равномерного распределения ее между всеми крестьянами, обобществления и национализации помещичьих имений, промышленных предприятий, торговых заведений. Но против этого поднялись сынки помещиков, купцов, представители духовенства, спекулянты, от которых все эти богатства отбирались. Вопрос сначала решить не удалось.

Тогда по настоянию большевиков на обсуждение был вынесен вопрос о текущем моменте. При его обсуждении между делегатами разгорелись горячие споры. Большевики каждым своим выступлением буквально выбивали почву из-под ног у тех, кто не хотел никаких перемен. Но время работало на трудящихся, они убедились в правоте большевиков и перешли на их сторону. Большинством голосов — съезд принял большевистские резолюции о переделе земли и создании культурных хозяйств, об охране лесов.

Принятие этих резолюций вызвало возмущение эксплуататоров и их идейных вдохновителей — меньшевиков и эсеров, а поэтому их делегаты тут же разъехались и начали готовить контрреволюционные сети против Советской власти. Но большинство на съезде все же осталось.

Обсуждение вопроса о текущем моменте продолжалось на следующий день 11, а потом, 12 апреля. Споры и прения между делегатами не прекращались.

Благодаря огромнейшим усилиям большевикам удалось перетянуть большинство делегатов съезда на свою сторону и по этому вопросу. При голосовании большинством в 127 человек признали большевистскую резолюцию.

«...В тяжелой борьбе с мировым капиталом русский рабочий и крестьянин проливает за общее пролетарское дело кровь лучших своих товарищей, - говорилось в этой резолюции. — Но борясь и редея в этой борьбе, видя, что революция наша в опасности, мы не можем надеяться на подкрепления со стороны рубежных товарищей, а поэтому:

во-первых, — следует вести непримиримую борьбу против всех приверженцев капитализма и всех партий, действующих против Советской власти сначала себя в уезде;

во-вторых, — принять все необходимые меры к спешной организации на местах дисциплинированной Красной Армии;

в-третьих, — обратиться с воззванием к гражданам уезда о немедленном вступлении в Красную Армию, как единственную силу, способную разбить объединенные силы империализма и защитить нашу свободу и завоевания революции...».

На, этом же съезде было решено установить единовременный натуральный налог по 15 фунтов муки с каждой десятины земли, независимо от численности и состава семьи. Эта резолюция тоже была принята единогласно.

IV уездный съезд Советов в Веневе был одним из наиболее напряженных и решающих в борьбе с местной буржуазией и помещиками, а поэтому он влил новые силы в борьбу трудящихся за свое освобождение. Окрыленные победой над эксплуататорами вышли оставшиеся к концу съезда делегаты, в большинстве представители рабочих, солдат и деревенской бедноты, и сфотографировались.

М. БОРОЗДИНСКИЙ