WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

04:29

Электронная библиотека

 

 

Газета "Красное знамя" (Венёв) за 1978 год

№08 (6234) от 19.01.1978
№09 (6235) от 21.01.1978
№11 (6237) от 26.01.1978
№12 (6238) от 28.01.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Из истории культуры района

Недавно в Москве проходил третий съезд Всероссийского хорового общества. Оно существует 20 лет. В его рядах 1 200 000 человек. В своей деятельности ВХО уделяет основное внимание развитию хорового искусства в сельской местности.

Знакомясь с материалами съезда и оценивая работу ВХО в свете постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения», я вспомнил о работе по развитию самодеятельного хорового искусства, которая проводилась в довоенные годы в колхозах Веневского района. Своими воспоминаниями мне хочется поделиться с читателями газеты «Красное знамя».

I. Первые хоровые кружки

Первые хоровые кружки начали создаваться в селах района в двадцатых годах. Одним из них явился хор села Гати. Его организатором и руководителем был известный советский композитор Александр Давиденко.

В тридцатых годах Гатский хор стал одним из лучших самодеятельных коллективов Московской области. Неоднократно выступал в Москве. В это же время стал выдвигаться хор и в селе Медведки. Им руководил член колхоза, любитель хорового искусства А. Лебедев. Кстати сказать, в Медведках родилась заслуженная артистка РСФРС Е.Я. Лебедева, работавшая в Московском театре оперетты и сыгравшая роль Яринки в классической оперетте Б. Александрова «Свадьба в Малиновке».

Медведский хор в конце тридцатых годов неоднократно выезжал в Москву и, как один из лучших колхозных коллективов, на смотрах художественной самодеятельности получал награды и Почетные грамоты.

Во многих селах района существовали народные хоровые коллективы – «певческие артели». У них не было официальных руководителей. Однако в такие хоры принимались люди с хорошими голосами и, что особенно важно, владеющие искусством свободной импровизации. Собирались они периодически, пели «по слуху» старинные народные песни. Такие хоры были, например, в селах Поветкино, Хавки, Анишино.

Тяга к культуре, к художественному творчеству среди колхозников возрастала с каждым годом. Это было обусловлено ростом их материального благосостояния. Состоявшийся в начале 1934 года XVII съезд нашей партии отметил коренные изменения, происшедшие в СССР за годы первой пятилетки. В результате осуществления ленинской генеральной линии партии Советский Союз из страны средневековой отсталости превратился в передовую индустриально-колхозную державу. В СССР осуществлялась глубочайшая культурная революция. В принятом на съезде втором пятилетнем плане намечалось дальнейшее развитие советской культуры, усиление культурной работы в сельской местности.

В 1934 году в Веневе открыли первый колхозный драматический театр. Его труппа состояла из московских артистов, ответивших на призыв партии своим желанием работать в деревне. Художественным руководителем этого театра был заслуженный артист РСФСР Михаил Лишин. Театр выступал в г. Веневе, выезжал со своими постановками в наиболее крупные села района. Колхозники восторженно принимали его отличные спектакли такие, как «Лес» А. Островского, «Платон Кречет» А. Корнейчука и другие.

Вторым крупным событием в культурной жизни района в 1934 году было создание опытных курсов по подготовке руководителей сельских хоровых кружков. Сейчас в нашей стране существуют многие сотни средних и высших музыкальных учебных заведений, которые готовят отличные кадры хормейстеров. И все же их не хватает. Тогда таких кадров было совсем мало. Естественно, что значение курсов было особенно велико.

II. Поездки в колхозы

Работу по организации и проведению опытных курсов условно можно разделить на четыре периода: организационный, учебно-теоретический, учебно-практический и смотр художественной самодеятельности. Коротко остановлюсь на каждом из них.

По приглашению Московского областного отдела народного образования в октябре 1934 года в составе небольшой группы музыкантов я прибыл в город Венев. Возглавлял группу энергичный и талантливый хормейстер работник Центрального Дома самодеятельного искусства имени Н.К. Крупской Перт Михайлович Милославов (впоследствии организатор и художественный руководитель Государственного Волжского русского народного хора. заслуженный деятель искусств РСФСР).

В состав группы, кроме меня, входили: выпускница Московского музыкального училища имени Октябрьской революции обаятельная девушка Анна Васильевна Сперанская и воспитанник Московской консерватории, молодой композитор и пианист Михаил Николаевич Семенов.

Перед нами была поставлена задача: на базе колхозной художественной самодеятельности практически решить все вопросы по организации и работе курсов, составить учебные планы и программы, набрать кадры курсантов, обучить их.

Первое, что предстояло каждому из нас, это организовать в 4—5 колхозах хоровые кружки. Там, где это возможно, подготовить их к выступлению перед колхозниками в октябрьские праздники. Все мы горячо взялись за порученное дело.

Ранним октябрьским утром из Венева я выехал в село Щучье. В голубом небе светило яркое солнце. На душе было легко и радостно. Мой конь шел бодрой рысцой, сидя в седле, я чувствовал как на перекинутом через плечо ремне, на спине подрагивал футляр со скрипкой. При въезде в Щучье увидел группу молодых задорных женщин, убирающих в подвал урожай картофеля. Спрыгнув с коня, поздоровался с ними и предложил вою помощь. Меня охотно «зачислили» в бригаду. Помогая убирать урожай, рассказал колхозникам, зачем прибыл в село. Желающих петь в хоре пригласил после работы прийти в избу-читальню. Вечером по просьбе собравшихся играл на скрипе, читал стихи, пел аккомпанируя себе на гитаре, оказавшейся у кого-то у ребят. Затем девушки, а за ними и парни исполнили частушки. В заключение разучил с ними «Песню о встречном» Д. Шостаковича. Все были очень довольны.

Ночью пошел дождь. Утро преподнесло мне неприятный сюрприз: на моем коне из Щучье в Венев уехал находившийся здесь уполномоченный райзо. Свободных лошадей в колхозе не было.

Под дождем шел пешком в село Дьяконово... Перед правлением колхоза очистил брюки и ботинки от грязи, сделал несколько глубоких вдохов. Приободрился и вошел в правление. Здесь на лавках сидело человек 10 солидных колхозников. Многие из них нещадно садили самосад. Узнав, зачем я пожаловал, подняли меня на смех, говоря при этом:

— У нас поважнее забот полон рот, хор — это пустая затея. А петь мы можем и без того, особенно если опрокинем по чарке.

Мое настроение было несколько испорчено. Однако вида не показывал, и как мог разъяснял, а где просто отшучивался. Вошел председатель колхоза. О моем появлении и характере работы он почему-то уже знал. Обращаясь ко мне сказал:

— Молодец, что не побоялся ни дождя, ни грозы и пришел к нам. Судя по всему, ты, парень, любишь свое дело, а такому и помочь хочется. Село у нас большое. Молодежи много и петь любят.

Освободившись от дел, председатель позвал меня пообедать. Вечером в школе собралась молодежь. С желающими петь в хоре разучили песню Книппера «Полюшко» и Васильева-Буглая «Рожь волною стелется».

На следующий день я поехал в село Аксиньино. Здесь уже ждали. В избе-читальне собралось много народу.

Запомнилась в их исполнении «Липа вековая». Люди обладали хорошими голосами. Пели согласованно. Чувствовалось, что певали вместе не раз. Песня лилась стройно и величаво‚ покоряя своей душевной теплотой.

Кроме пения в Аксиньино я читал вслух всем присутствующим книгу А. Толстого «Гадюка». Читать я умел, так как кроме музыки, занимался в студии Московского театра революции.

Так, за неделю мною была начата работа в пяти колхозах. Кроме указанных сел, были организованы хоровые кружки в Исакове и Харине. Там, где села были расположены рядом, в день проводил два занятия. Это позволило мне за две недели побывать в каждом хоре по 5-6 раз. За это время выявились наиболее одаренные девушки и юноши, желающие учиться на курсах.

Мои коллеги тоже не теряли время, и когда в праздники съехались в г. Веневе, нам было о чем поговорить. А. В. Сперанская рассказала как на ее занятия с хором приходили целыми семьями, вместе с детьми. Главный итог нашей работы – организовано 20 новых хоровых кружков, отобрано 34 курсанта.

III. Работа курсов

До того как в Венев съехались наши курсанты, большую работу проделали Веневское роно и райзо. Было подготовлено общежитие, учебные классы для занятий, приобретены необходимые учебные пособия, музыкальные инструменты, инвентарь и т.д. Руководил этими делами заведующий курсами П.М. Милославов. Для курсантов было организовано трехразовое питание. Продукты по договору поставляли колхозы. Учащимся начислялись трудодни.

Занятия курсов проводились ежедневно по восемь часов. Помимо этого педагоги по вечерам выезжали в колхозы для занятий с хоровыми кружками. В дальние села ездили по воскресеньям. Райисполком выдал нам тулупы и валенки и обеспечивал транспортом. Один из педагогов обязательно оставался в Веневе, организуя самостоятельную подготовку учащихся по материалу учебной программы. Так, в напряженнейшей работе мы проводили день ото дня.

3 января 1935 года состоялось бюро Веневского РК партии, где обсуждался вопрос «Об итогах организационного и учебного периода опытных курсов подготовки хоровых руководителей».

... И вот мы в Москве. С Павелецкого вокзала едем на трамвае к Красной площади, где находились тогда Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской и Московский областной отдел народного образования. Большинство наших курсантов впервые увидели родную столицу — Москву, а когда оказались у Спасской башни Кремля и подошли к Мавзолею В.И. Ленина, на глазах многих засверкали слезы...

На время пребывания в Москве нас разместили в Доме крестьянина на Трубной площади. Был установлен строгий график работы.

На следующий день в ЦДИСКа состоялась проверка знаний учащихся. Испытания проводила солидная комиссия. Один из членов ее Н.И. Демьянов не мог поверить, что такие знания и навыки по основам музыкальной грамоты и сольфеджио курсанты могли постичь за два месяца. Они могли петь по нотам и записывать диктанты простейших мелодий. И в этом была большая заслуга педагога курсов Анны Васильевны Сперанской. Позже в одной из своих теоретических работ Л. Кулаковский писал «При исправлении и добавлении уроков музыкальной грамоты для отдельного издания нами учтен пенный опыт А.В. Сперанской, использовавшей эти уроки на курсах руководителей хоровых кружков в Веневском районе Московской области» (Л. Кулаковский «Основы музыкальной грамоты» Москва, 1935 г.).

9 января 1935 года в клубе Московского областного отдела народного образования нам предстояло выступить с хоровым пением. Клуб был заполнен. На первых рядах сидели московские музыканты, хормейстеры, композиторы. Среди них были М.М. Ипполитов-Иванов, Васильев-Буглай, В. Белый, М. Коваль, Б. Шехтер и народная певица О.В. Ковалева, работники Дома искусства, Московского областного отдела народного образования и т.д. В нашем хоре было 34 человека, из них 10 мужчин были взрослые певцы-курсанты с хорошими голосами, да и молодые научились петь неплохо.

В репертуаре хора были произведения классиков, советских композиторов и русские народные песни.

В течение двух месяцев я занимался с хором ежедневно, по два часа, и вот плоды нашей работы сказались и здесь. Выступление хора прошло хорошо.

11 января 1935 года в газете «Правда» в рубрике «Москва за день» было напечатано: «Колхозники, окончившие хоровые курсы в Веневском районе Московской области, демонстрировали 9 января свои успехи в клубе отдела народного образования перед московской музыкальной общественностью. Хор исполнял произведения Бетховена, Грига, Мусорского. За время пребывания в Москве курсанты побывали в Третьяковской галерее, в филиале Большого театра, слушали оперу А. Дагомыжского «Русалка», сходили в цирк, встретились с участниками художественной самодеятельности Московского завода «Серп и молот».

Состоялась интересная встреча и беседа с народной певицей, заслуженной артисткой РСФСР Ольгой Васильевной Ковалевой и другими. Из Москвы наш коллектив ехал с огромным приливом творческих сил, полный желания трудиться с еще большей энергией, настойчивостью и вдохновением.

12 января в Веневе состоялся торжественный вечер, посвященный выпуску курсантов. После этого вечера они разъехались по своим колхозам и под руководством своих педагогов начали самостоятельную работу с хоровыми кружками.

Нам, педагогам, все это время приходилось ездить из одного села в другое и по ходу дела давать те или иные советы своим ученикам, помогать им там, где это требовалось. Каждый из них имел значительный запас репертуара песен и готовил свой хор к районной олимпиаде художественной самодеятельности, которая была намечена на 7-8 и 9 марта 1935 года в г. Веневе.

IV. Праздник искусства

Не буду вдаваться в подробности, но скажу, что трудностей в работе было много. Но все они преодолевались с присущим тому времени энтузиазмом.

В феврале 1935 года состоялся II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, где был принят новый устав сельхозартели. Шло организационно-хозяйственное укрепление колхозов. По всей стране развертывалось движение ударников промышленного производства.

СССР вступал в эпоху социализма. Естественно, что все эти события в той или иной форме влияли на ту работу, которая велась в селах нашими воспитанниками. По плану районной комиссии проходили кустовые смотры кружков художественной самодеятельности.

На кустовых смотрах было отобрано все наиболее лучшее для районной олимпиады. 7 марта в Веневе началась олимпиада. Это был настоящий торжественный праздник. В течение трех дней перед заполненным до отказа концертным залом колхозная художественная самодеятельность демонстрировала свои творческие достижения. Здесь выступили хоровые коллективы из сел Медведки (руководитель Лебедев), Семаково — Абрамкин, Акульшино — Шешков, Борщевое — Хромова, Б. Связьма — Филиппов, Галыгино — Митрофанов и Правдин, Студенец — Троицкий, Венев — Бузовкин, Поветкино — Комаров, Урусово — Коннов, Талызино — Семенов, Дьяконово — Мешкова, Аксиньино — Панова и Козлов, Исаково — Сафонов и Кузина, Щучье — Рябов, Княжево — Игнатова, Гати — Подвинский и Анурова, Березово - Коробков, Бокарев и Мартыненко. В репертуаре этих хоров были песни советских композиторов, такие как  «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Колхозная посевная», «Марш веселых ребят», «Песня о Ворошилове», «Песня о Кирове». Много русских народных песен, как «Уж я золото хороню», «Узник», «Ах, ты, степь широкая», «Ой, да, ты, калинушка».

Кроме хоровых коллективов выступали танцоры, чтецы, колхозные поэты, оркестры, певцы-солисты, исполнители частушек. Особенно запомнилось выступление колхозницы, талантливой женщины П.Ф. Петровой из села Медведки, исполнившей арию Снегурочки из оперетты Н.А. Римского-Корсакова «С подружками по ягоду ходить» и молодой красивой девушки колхозницы из села Щучье Анны Власовой, исполнившей песню А. Даргомыжского «Лихорадушко».

Большой успех выпал хору стариков из села Поветкино, поразивших и слушателей, и комиссию самобытной красотой русского народного пения.

На заключительном концерте выступил объединенный хор. В его составе насчитывалось около 300 человек. С большим успехом им были исполнены народные песни и песни советских авторов.

Победителям олимпиады были вручены награды: ценные подарки, Почетные грамоты, объявлена благодарность.

Итоги работы курсов обсуждались на бюро РК ВКП(б) совместно с президиумом райисполкома Центрального Дома самодеятельного искусства.

Нас, педагогов, особенно тронули теплые слова наших воспитанников. Они нам вручили свои грамоты, где было неумелой рукой написано: «Мы, слушатели курсов хоровых руководителей, считаем, что, работая с нами, вы исполняли порученное вам дело исключительно честно и добросовестно. Не жалея сил, перенося встречающиеся трудности, давали нам хороший пример, почему наша успеваемость имела лучшие результаты.

Мы уверены, что впредь будете также добросовестно работать на культурном фронте, что будете содействовать быстрому росту социалистической культуры села, колхоза.

За вашу работу с нами на курсах и в колхозах мы от лица наших колхозников выражаем вам искреннюю благодарность».

Весна 1935 года была ранней, бурной. Колхозы района приступили к весеннему севу, а мы, расставшись с г. Веневом и со своими учениками, выехали в Москву.

До сентября 1935 года я работал в городе Бобрик-Донском Подмосковного угольного бассейна с шахтерами клубе имени Артема, а затем был назначен хормейстером и дирижером ныне дважды Краснознаменного имени А.Б. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии. С первых дней Великой Отечественной войны и до ее победного конца был на фронте. Вместе с руководимым мною ансамблем дал более 1000 концертов в действующих частях Советской Армии.

В 1957 году закончил аспирантуру. Параллельно работал преподавателем в московских вузах и училищах. Родина удостоила меня тремя орденами и многими медалями СССР. Мои питомцы работают преподавателями в музыкальных учебных заведениях, дирижерами и хормейстерами в профессиональных музыкальных и хоровых коллективах страны.

В своей работе я всегда помню наказ веневцев и стремлюсь быть достойным их доверия.

Е. ПРОНИН
Город Москва

 

№12 (6238) от 28.01.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Детская студия

   При Веневской детской музыкальной школе создана оперная студия. Ею руководит педагог О.Н. Шашкова.

   Впервые участники хора младшей группы вместе с юными солистами районного ДК поставили оперу по сказке «Ухти-тухти».

Сейчас ребята готовят музыкальную постановку по сказкам из мультфильмов.

Г. Геннадьев

 

№15 (6241) от 04.02.1978
Набор текста Наталия Смирнова

О съезде коммунистов
(Заметка из «Веневского революционного вестника» №64 28.05.1918 года)

  30 мая 1918 года (по новому стилю) в здании Веневского исполнительного комитета Совета рабочих и крестьянских депутатов в комнате №10 с 10 часов утра назначается

уездный съезд Российской Коммунистической партии (большевиков).

Президиум Веневского комитета Российской Коммунистической партии (большевиков) просит в назначенное время и место пожаловать всех членов партии г. Венева и уезда.

Порядок дня будет оглашен на собрании.

Товарищ председателя М. Петров.

Секретарь Н. Иванова.

 

Газета «Красное знамя» №15 (6241) от 04.02.1978, с.4
Набор текста Денис Махель

О РАБОТЕ УЧК В ВЕНЕВЕ
(«За сплошную коллективизацию» №16 от 20 декабря 1930 г.)

   Веневская УЧК была организовано по постановлению УК ВКП (б) в составе товарищей Рогожина, Юдейко и Стриженова. Основной задачей была борьба с контрреволюцией и спекуляцией.

   В распоряжение ВЧК были направлены: полковник Рекс, князь Шаховской с семьей, помещик Вагнер, Любомиров и ряд других.

   Была раскрыта контрреволюционная организация правых эсеров во главе с Кулешовым М.Г.

   В Подхоженской волости на почве продразверстки кулаками зверски были замучены и убиты волвоенком т.Сизов (рабочий-путиловец) и красноармеец Аканьшин, за что виновных постигло соответствующее наказание …

   Было обращено внимание на неспокойствие в с.Гати, где за убийство члена комбада (Сомова) произведены аресты …

 

№21 (6247) от 18.02.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Союзы бедноты

23 мая на общем собрании в селе Клин, а 24 мая в селах Мильшино и Студенец, решено создать союзы бедноты.

На этих собраниях выбрали комиссии, которые точно проверили хлеб у каждого гражданина и взяли его на учет.

Образованию Союзов бедноты в этих селах способствовала работа агитаторов Деева и Голованова.

Заметка из «Веневского революционного вестника» №64 28.05.1918 года

 

№29 (6255) от 11.03.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Хроника

На заседании Веневского уисполкома 2 декабря переизбран президиум. Председателем Совета избран П.В. Баулин, товарищами председателя П.С. Кубышкин и Г.А. Бочаров, членами президиума Совета Ф.А. Семенов и А.Г. Стриженов.

Комиссаром труда избран П.Я. Малевич.

Заметка из «Веневского революционного вестника» №223 от 10.12.1918 года

Рост колхозов

В день праздника «Коллективизации и урожая» правления колхозов отчитываются о результатах проделанной работы… Первым пунктом должен стоять «о росте колхоза».

К сожалению, этот пункт имеют право включить только 8 колхозов: Урусовский – 6 хозяйств, Паникинский – 4, Тулубьевский – 2, Хавский – 2, Домнинский – 1. Остальные 19 колхозов… не повернулись лицом к коллективизации, не завербовали ни одного хозяйства…

Заметка из газеты «За сплошную коллективизацию» от 15.10.1930 года

 

№32 (6258) от 18.03.1978
Набор текста Наталия Смирнова

В детской музыкальной

В октябре прошлого года в Веневе открылась детская музыкальная школа по классу фортепиано и баяна. Сейчас в ней 37 учеников.

В школе два рояля, новое пианино, несколько баянов. Занятия проводятся два раза в неделю и, кроме того, с каждым учеником индивидуально по расписанию.

Класс баяна ведет Н.Т. Соболев, а класс фортепиано М.Н. Чебышева. В первом из них дети будут заниматься пять, во втором – семь лет. Все они охотно посещают школу…

В конце мая в школе состоится отчетный концерт учащихся для общественности города, где родители увидят, чему научились их дети за год.

Н. Петров

Заметка из «Красного знамени» №14 от 02.04.1963 года

 

Газета «Красное знамя» №49 (6275) от 25.04.1978
Набор текста Руслан Алиев

О памятниках В.И. Ленину в Веневе

   12 апреля 1918 года по инициативе В.И. Ленина был принят декрет СНК "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции" ("О памятниках республики"). На этот патриотический призыв уже в том же 1918 году откликнулись многие советские художники, скульпторы и архитекторы, а 22 сентября 1918 г. был установлен в Петрограде первый советский памятник А.Н. Радищеву. Так было положено начало ленинскому плану монументальной пропаганды. Зачинателями этого большого и важного дела были скульпторы Е.В. Ревдель, С.А. Мезенцев, Г.Д. Алексеев, Н.А. Андреев и другие.

   Но воплощение плана монументальной пропаганды в жизнь осуществлялось не только профессиональными скульпторами и художниками, но и самоучками. Уже к первомайским и особенно октябрьским торжествам 1918 года многие площади и скверы городов, рабочих поселков и селений украсились портретами и памятниками, отражающими интересы трудового народа. Не отставал от требований времени и наш древний Венев.

   Как сейчас установлено, первый портрет и памятник у нас в Веневе был посвящен В.И. Ленину.

   - В 1918 году, вскоре после установления Советской власти у нас, в Веневе, - вспоминал бывший секретарь Веневского исполнительного комитета С. А. Камаев, - по заказу председателя уисполкома Александра Германовича Панкова был изготовлен большой портрет Владимира Ильича Ленина. Находился он все время в кабинете А.Г. Панкова. А потом, по инициативе председателя было решено раздобыть во что бы то ни стало скульптурный портрет Ильича и установить его к октябрьским торжествам перед зданием уисполкома. Разыскивать же первый памятник В.И. Ленину для г.Венева поручили мне ...

   Сергей Алексеевич успешно выполнил это поручение. Ему удалось найти в Москве скульптора Георгия Дмитриевича Алексеева и договориться с ним о приобретении гипсового или алебастрового бюста вождю. А к годовщине Октября, только не к первой, как по склонности лет утверждал Камаев, а ко второй, бюст был водружен на постамент и стоял во дворе бывшей Веневской средней школы до Великой Отечественной войны, до оккупации города гитлеровцами*.

   А в 1924 году, с приходом известия о смерти В.И. Ленина, мысль об увековечивании памяти вождя возникла у комсомольцев и молодежи села Клин нынешнего совхоза "Мильшино". Но они не стали искать скульпторов и художников на стороне, а решили сделать памятник Ильичу своими руками. И вскоре приступили к делу.

   Бюст Владимира Ильича ваял из огромной каменной глыбы бывший школьный учитель, а сейчас известный художник Подмосковья Михаил Ильич Молодчиков. Постамент ставили его товарищи Федор Яшин, кузней Сычев, Николай Зверев, Павел Васин, Федор Юшин и многие другие. А 2 мая 1924 года состоялось в присутствии представителей укомпарта, губкома комсомола и жителей Клинской волости торжественное открытие памятника.

   Этот памятник тоже простоял в Клину до прихода гитлеровцев в 1941 году.

   Несколько позднее, в начале 1930 годов, был поставлен памятник В.И. Ленину на Красной площади г.Венёва. Скульптурный бюст для него был изготовлен известным советским ваятелем и графиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Николаем Андреевичем Андреевым. А постамент, между прочим, очень оригинальный, сделал бывший учитель рисования Веневской средней школы Федотов Петр Ефимович. Памятник этот с видоизмененным, правда, постаментом, стоит здесь и сейчас.

   В 1937 году, когда страна готовилась к 20-летию Великого Октября, райком партии и райисполком приняли решение о реконструкции центра города. На месте бывшей базарной площади был разбит сквер, а в 1938 году здесь был поставлен довольно интересный по исполнению бетонный памятник В.И. Ленину. Площади было присвоено имя Ильича. Но к сожалению, авторы этого памятника остаются пока неизвестными.

   В 1957 году, в связи с подготовкой к 40-летию Великого Октября, в Веневской райбиблиотеке проходил областной смотр-конкурс проектов памятников борцам революции, а Веневский горсовет принял тогда же решение о замене на памятнике В.И. Ленину бетонную скульптуру на бронзовую. Заказ на изготовление был сделан в Московском отделении художественного фонда. Но изготовили монумент на Мытищинском заводе только в 1958 году. А установка же и открытие нового памятника В.И. Ленину состоялась 7 ноября 1965 года.

   Поднимающийся сейчас на шесть с половиной метров над площадью Ильича памятник В.И. Ленину является ценным произведением искусства. Его мраморный пьедестал имеет высоту 3 метра 30 сантиметров, а бронзовая фигура Ильича 3 метра 13 сантиметров. Но, к сожалению, сведения о его создателях архитекторе Шварцбрейне и скульпторе Циммермане очень скупы. Лишь об одном, Льве Николаевиче Волконском можно сказать, что родился он 8 (21) февраля 1905 года в Москве, а учился в 1919-1922 годах в Саратовском художественном училище и у своего отца скульптора Н.П. Волконского.

   Из работ Льва Николаевича известны цементные фигуры "Бетонщица" и "Электросварщица" (1936 г.) на одиннадцатом шлюзе канала им. Москвы, барельеф "А.М. Горький" в Московском музее, а также памятники В.И. Ленину: бронзовый, изготовленный в 1955 году совместно с П.В. Кёнигом в Москве, и бронзовый же, изготовленный одним в 1956 году в г. Петропавловске Казахской ССР, алюминиевые - в Омске, Иванове, Караганде, изготовленные в 1962-1963 годах, гранитный памятник астроному И.А. Дюкову у обсерватории под Казанью, бронзовый (1960 года) и кованный из меди (1961 года) портреты В.И. Ленину.

   В 1976 году был воздвигнут памятник В.И. Ленину перед зданием центральной районной больницы в г.Веневе. Но, к сожалению, авторы мраморного бюста Ильича и постамента под ним из-за отсутствия документов пока не установлены.

М.Г. Бороздинский

 

№70 (6296) от 13.06.1978
Набор текста Наталия Смирнова

   Для многих мальчишек и девченок спорт является одним из любимых занятий и увлечений. Кто из них не начинал играть в футбол, хоккей, соревноваться в беге и прыжках.

   С первого класса подружился со спортом и бывший ученик Веневской средней школы Виктор Семенович Окороков, Его любимые виды занятий — вольная борьба и тяжелая атлетика.

   Сначала были успехи в школе, затем в районе, области. Сколько получено почетных грамот, кубков и других наград.

   Спорт из увлечения стал призванием. Виктор окончил Смоленский институт физической культуры.

   Сейчас В.С. Окороков — преподаватель этого ВУЗа, мастер спорта международного класса, имеет много медалей за победы в различных чемпионатах по тяжелой атлетике.

   Учащиеся Веневской средней школы, спортсмены города и района гордятся своим земляком. Они помнят его наказ: «Чтобы стать хорошим спортсменом, нужно не только желание, призвание, но и огромное трудолюбие. Тренировки, тренировки и еще раз тренировки...»

   В мае текущего года Виктор. Семенович возвратился из Кубы с товарищеской встречи по тяжелой атлетике. Он завоевал три золотых медали.

   Сейчас Виктор Семенович Окороков готовится к новым встречам, к новым победам.

   Но он по-прежнему любит свой Венёвский стадион, ребят, помогает им.

   Про него говорят: «золотой парень». Пусть и его спорт будет золотым.

Е. КИРЕЕВСКАЯ.

 

№84 (6310) от 15.07.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Влюбленные в небо

Еще в апреле 1971 года газета «Красное знамя» рассказала о том, как в 1909 году мой отец, Алексей Захарович Скарин, из д. Никольское Веневского района, изобрел невиданный по тем временам летательный аппарат и долгие годы добивался его внедрения в производство. Но отца в 1936 году не стало. Он умер на аэродроме, не успев воплотить свою мечту в жизнь.

После смерти отца остались многочисленные чертежи и описания его изобретения, авторское свидетельство, выданное в 1931 году комитетом ВСНХ СССР и модель «Орнитоптера», демонстрировавшаяся до войны в Доме авиации на Красноармейской улице в Москве. Начатое им дело продолжили сыновья Степан, Александр, потом и Алексей. Но сегодняшнее мое слово о младшем из них.

Мой брат, Алексей, родился в 1914 году в селе Никольском. Сначала он, как и все мы, учился в сельской школе, а потом поступил в школу крестьянской молодежи.

По направлению учебного заведения в 1928 году был назначен избачом, т.е заведующим избой-читальней, в с. Поветкино. Алексей был одним из организаторов «Красных обозов» по хлебозаготовкам в Поветкинском сельсовете, одним из организаторов колхозов, комсомольских ячеек в прилегающих к Поветкину деревнях.

В 1932 году брата перевели на работу в Веневский райком комсомол. Здесь он заведовал одним из отделов и был секретарем. Но в 1934 году, как известно, в Москве развернулось строительство метрополитена, было обращение к молодежи принять активное участие в этом строительстве. И Алексей одним из первых откликнулся на него.

В 1935 году подошел срок службы в Красной Армии. И он поступил в г. Балашове в летную школу. Сразу после окончания поступил учиться в академию гражданского воздушного флота. Но учиться здесь пришлось только один год, так как начавшаяся Великая Отечественная война сорвала все наши намерения и планы…

В нашей многочисленной семье — ведь у отца с матерью нас было тринадцать детей — до сих пор хранятся некоторые вещи, связанные с работой отца и моих братьев по изобретению летательного аппарата «орнитоптера». Часть из них я уже передала веневцам для экспозиции в народном музее. И это, я думаю будет достойной памятью о «Цеппелине Веневского уезда», как еще в 1909 году назвали газеты «Раннее утро» и «Тульская молва» моего отца, а также его сыновей Степана, Александра, Алексея и других.

К СКАРИНА,

пенсионерка. г. Москва.

 Экспонаты для музея

Недавно наш Веневский народный музей пополнился ценными экспонатами, отражающими события Великой Отечественной войны на территории нашего района и подвиги наших земляков на фронтах боевых сражений.

Наиболее ценным из них является картина художника А.И. Пархоменко, посвященная подвигу политрука 16-й батареи МЗА тов. Поликарпова Ивана Сергеевича, совершенного им в районе Пушкарской слободы при обороне г. Венева от фашистских захватчиков в ноябре 1941 года.

На полотне, размером 140 на 200 сантиметров, на переднем плане показаны разбитое зенитное орудие и подбитый из него фашистский танк, перед ними раненый политрук со связкой гранат в руке, приближающиеся к нему гитлеровцы. А на заднем плане, за рекой — Веневкой, просматривается панорама города Венева.

В картине запечатлен последний момент жизни политрука Поликарпова. По всей его позе и выражению лица видно, что вот-вот сейчас должен произойти взрыв, но в выражении глаз Ивана Сергеевича — нет ни капли страха, а одна — ненависть, величайшая злоба на тех, кто окружает его.

Надо сказать, что ленинградскому художнику А.И. Пархоменко удалось более правдиво и реально показать обстановку, в которой политрук подорвал себя и окруживших гитлеровцев, чем в соответствующей картине Н.А. Лунева.

Здесь же, в Ленинграде, были исполнены портреты четырнадцати пока из семнадцати Героев Советского Союза — наших земляков. Бумага и графит не очень-то, естественно, способствовали тому, чтобы художники В.П. Ефимов и Н.Т. Куликов в полной мере раскрыли основные черты души и характера каждого из героев. И, тем не менее, многие из портретов, можно сказать, удались. К числу таких, нам кажется, следует отнести портрет генерала Н.Е. Чувакова, летчика Н.Т. Полукарова, И.С. Дорохина и другие. А вот портрет Н.М. Пожарского к числу наиболее удачных не подходит. Но для музея, тем не менее, это очень нужные и ценные экспонаты.

Возвратилась в музей и картина нашего местного художника Н.А. Лунева «Венев в 1941 году». Это одно из реальнейших полотен; запечатлевших дни немецко-фашистской оккупации города. Ведь сам художник был свидетелем всего того, что показал в своем произведении. А это делает картину наиболее ценной не только по ее художественным достоинствам, но и по исторической правде.

Однако от жителей города и района экспонаты в районный музей поступают редко и сдержанно. В основном эго предметы быта, старинные книги, карты, газеты. Что же касается произведений искусства, старинной одежды и др., то их пока в музее очень мало.

В настоящее время все вопросы по созданию народного музея в Веневе, нам кажется решены. Есть помещение, есть штат работников, есть желание народа создать этот музей. Но для этого отделу культуры надо завести строгий учет экспонатов, определить и ввести в действие меры морального, а возможно и материального поощрения тех, кто наиболее активно и доброжелательно отнесется к созданию музейных фондов.

М. БОРОЗДИНСКИЙ.

 

№97 (6323) от 15.08.1978
Набор текста Наталия Смирнова

Для народного музея

Веневский краеведческий музей производит прием экспонатов, отражающих историческое прошлое и настоящее г. Венева и района.

В числе таких экспонатов могут быть предметы культуры, быта, труда, старинная одежда, мебель, а также фотографии, картины, рисунки и различные документы, отражающие дореволюционное прошлое, период революционной борьбы, становления Советской власти, индустриализации и коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Музей с благодарностью примет для экспозиции или хранения также воспоминания, документы, личные вещи участников революций, гражданской, Великой Отечественной войн, героев труда и ветеранов мирного строительства.

Дорогие товарищи! Создание районного музея и достойное его оборудование – всенародное дело!

Сдавайте имеющиеся у вас экспонаты в наш районный краеведческий музей! Этим вы окажете большую услугу для воспитания патриотизма и гордости у подрастающих поколений за нашу веневскую землю.

Все сдаваемые в музей экспонаты будут тщательно проверяться, изучаться, описываться и регистрироваться. А это обеспечит не только надежность долголетнего их хранения, но и длительное пользование ими.

В. ЛЮБОМУДРОВ,

смотритель веневского краеведческого музея.

 

Газета «Красное знамя» №101 (6327) с.3 от 24.08.1978
Набор текста Денис Махель

Архитектурное диво

   В последние время веневцы все чаще начинают замечать незнакомых людей, любующихся колокольней бывшей Николаевской церкви. И это не удивительно. Ведь это сооружение является настоящим шедевром архитектуры конца XVIII – начала XIX веков. Интересуются же сказочной вертикалью в основном туристы и приезжие гости.

   Ещё в конце XVIII века задумали веневцы соорудить в своем городе величественный храм. А в октябре 1800 года, «усмотрев,   что в приходской церкви Николая… как в стенах, так и в иконостасах начинают оказываться некоторые ветхости», они обратились в Тулу за разрешением на постройку нового здания.

   В ответ на это губернатор предписал архитектору Сокольникову составить специальный план.  А 25 января 1801 года состоялся о разрешении строительства консисторский указ.

   Сейчас пока не установлено точно, кто был создателем,  т.е. архитектором этого грандиозного здания, так как в Туле тогда были два известных зодчих Сокольниковых. Один из них – Федор Сокольников был губернским архитектором. А второй – Козьма Семенович Сокольников, брат первого,  был автором проектов многих тульских церквей и двух реконструкций оружейного завода. Последний к тому же имел с женой Надеждой Алексеевной  в Веневском уезде владения в селе Холтобино и дер. Чусовке.  Здесь, в Холтобине, есть предположения, он и родился.

   Время не сохранило до наших дней этого величайшего творения. От всего здания, которое занимало когда-то более 70 метров в длину, осталась полуразрушенная колокольня. Но, к счастью, остались фотографии, которые дают возможность в какой-то мере оценить труд создателей храма.

   В проекте колокольня Николаевской церкви предполагалась пятиярусной. Ее общая высота должна была превышать 70 метров. Но к 1834 году  были сооружены только три яруса.

   Однако и то, что было сделано, в 1834 году пострадало от сплошного городского пожара. Но приезд в 1837 году в Венев наследника Александра с поэтом Жуковским способствовал строительству. Благодаря заботам М.П. Гладушева к 1860 году был возведен четвертый ярус и установлен шпиц с золоченым крестом. Тогда же был поднят и валявшийся с 1834 года большой колокол с надписью имен отличившихся строителей,  который весил 308 пудов 24 фунта.

   Дошедшие до нас описания бывшей Николаевской церкви свидетельствуют, что колокольня ее с галереей занимала в длину 33 аршина (23,4 метра), трапезная часть 27 аршин (19,1 метра), настоящая церковь до алтаря – 16 аршин (11,3 метра), и алтарь с солеею – 23 аршина (16, 3 метра). Колокольня держалась на 16 наружных и восьми внутренних колоннах. Однако внутреннее убранство не отличалось большой роскошью. Церковные стены, свидетельствуют те же описания, были до карниза отполированы под мрамор,  а своды украшены замечательной живописью. Освещение храма было изумительное, так как здесь, наряду с огромными ( 5 аршин в высоту и 2 в ширину) русскими окнами, сочетались еще и так называемые «палладианские» группы тройных окон.

   В настоящее время колокольня бывшей Николаевской церкви находится, как выдающийся памятник, под охраной государства. Но оставшиеся после разборки настоящей церкви завалы битого камня и кирпича портят вид Красной площади Венева. А ведь при желании и существующей сейчас технике очистить от всего этого сохранившиеся фундаменты, а в некоторых местах и уникальные плиточные полы, было бы очень хорошим и полезным делом.

М.Г. Бороздинский