WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2022

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

22:30

Электронная библиотека

 

 

Газета "Красное знамя" (Венёв) за 1978 год

Газета «Красное знамя» №15 (6241) от 04.02.1978, с.4

О РАБОТЕ УЧК В ВЕНЕВЕ
(«За сплошную коллективизацию» №16 от 20 декабря 1930 г.)

   Веневская УЧК была организовано по постановлению УК ВКП (б) в составе товарищей Рогожина, Юдейко и Стриженова. Основной задачей была борьба с контрреволюцией и спекуляцией.

   В распоряжение ВЧК были направлены: полковник Рекс, князь Шаховской с семьей, помещик Вагнер, Любомиров и ряд других.

   Была раскрыта контрреволюционная организация правых эсеров во главе с Кулешовым М.Г.

   В Подхоженской волости на почве продразверстки кулаками зверски были замучены и убиты волвоенком т.Сизов (рабочий-путиловец) и красноармеец Аканьшин, за что виновных постигло соответствующее наказание …

   Было обращено внимание на неспокойствие в с.Гати, где за убийство члена комбада (Сомова) произведены аресты …

 

Газета «Красное знамя» №49 (6275) от 25.04.1978

О памятниках В.И. Ленину в Веневе

М.Г. Бороздинский

   12 апреля 1918 года по инициативе В.И. Ленина был принят декрет СНК "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции" ("О памятниках республики"). На этот патриотический призыв уже в том же 1918 году откликнулись многие советские художники, скульпторы и архитекторы, а 22 сентября 1918 г. был установлен в Петрограде первый советский памятник А.Н. Радищеву. Так было положено начало ленинскому плану монументальной пропаганды. Зачинателями этого большого и важного дела были скульпторы Е.В. Ревдель, С.А. Мезенцев, Г.Д. Алексеев, Н.А. Андреев и другие.

   Но воплощение плана монументальной пропаганды в жизнь осуществлялось не только профессиональными скульпторами и художниками, но и самоучками. Уже к первомайским и особенно октябрьским торжествам 1918 года многие площади и скверы городов, рабочих поселков и селений украсились портретами и памятниками, отражающими интересы трудового народа. Не отставал от требований времени и наш древний Венев.

   Как сейчас установлено, первый портрет и памятник у нас в Веневе был посвящен В.И. Ленину.

   - В 1918 году, вскоре после установления Советской власти у нас, в Веневе, - вспоминал бывший секретарь Веневского исполнительного комитета С. А. Камаев, - по заказу председателя уисполкома Александра Германовича Панкова был изготовлен большой портрет Владимира Ильича Ленина. Находился он все время в кабинете А.Г. Панкова. А потом, по инициативе председателя было решено раздобыть во что бы то ни стало скульптурный портрет Ильича и установить его к октябрьским торжествам перед зданием уисполкома. Разыскивать же первый памятник В.И. Ленину для г.Венева поручили мне ...

   Сергей Алексеевич успешно выполнил это поручение. Ему удалось найти в Москве скульптора Георгия Дмитриевича Алексеева и договориться с ним о приобретении гипсового или алебастрового бюста вождю. А к годовщине Октября, только не к первой, как по склонности лет утверждал Камаев, а ко второй, бюст был водружен на постамент и стоял во дворе бывшей Веневской средней школы до Великой Отечественной войны, до оккупации города гитлеровцами*.

   А в 1924 году, с приходом известия о смерти В.И. Ленина, мысль об увековечивании памяти вождя возникла у комсомольцев и молодежи села Клин нынешнего совхоза "Мильшино". Но они не стали искать скульпторов и художников на стороне, а решили сделать памятник Ильичу своими руками. И вскоре приступили к делу.

   Бюст Владимира Ильича ваял из огромной каменной глыбы бывший школьный учитель, а сейчас известный художник Подмосковья Михаил Ильич Молодчиков. Постамент ставили его товарищи Федор Яшин, кузней Сычев, Николай Зверев, Павел Васин, Федор Юшин и многие другие. А 2 мая 1924 года состоялось в присутствии представителей укомпарта, губкома комсомола и жителей Клинской волости торжественное открытие памятника.

   Этот памятник тоже простоял в Клину до прихода гитлеровцев в 1941 году.

   Несколько позднее, в начале 1930 годов, был поставлен памятник В.И. Ленину на Красной площади г.Венёва. Скульптурный бюст для него был изготовлен известным советским ваятелем и графиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Николаем Андреевичем Андреевым. А постамент, между прочим, очень оригинальный, сделал бывший учитель рисования Веневской средней школы Федотов Петр Ефимович. Памятник этот с видоизмененным, правда, постаментом, стоит здесь и сейчас.

   В 1937 году, когда страна готовилась к 20-летию Великого Октября, райком партии и райисполком приняли решение о реконструкции центра города. На месте бывшей базарной площади был разбит сквер, а в 1938 году здесь был поставлен довольно интересный по исполнению бетонный памятник В.И. Ленину. Площади было присвоено имя Ильича. Но к сожалению, авторы этого памятника остаются пока неизвестными.

   В 1957 году, в связи с подготовкой к 40-летию Великого Октября, в Веневской райбиблиотеке проходил областной смотр-конкурс проектов памятников борцам революции, а Веневский горсовет принял тогда же решение о замене на памятнике В.И. Ленину бетонную скульптуру на бронзовую. Заказ на изготовление был сделан в Московском отделении художественного фонда. Но изготовили монумент на Мытищинском заводе только в 1958 году. А установка же и открытие нового памятника В.И. Ленину состоялась 7 ноября 1965 года.

   Поднимающийся сейчас на шесть с половиной метров над площадью Ильича памятник В.И. Ленину является ценным произведением искусства. Его мраморный пьедестал имеет высоту 3 метра 30 сантиметров, а бронзовая фигура Ильича 3 метра 13 сантиметров. Но, к сожалению, сведения о его создателях архитекторе Шварцбрейне и скульпторе Циммермане очень скупы. Лишь об одном, Льве Николаевиче Волконском можно сказать, что родился он 8 (21) февраля 1905 года в Москве, а учился в 1919-1922 годах в Саратовском художественном училище и у своего отца скульптора Н.П. Волконского.

   Из работ Льва Николаевича известны цементные фигуры "Бетонщица" и "Электросварщица" (1936 г.) на одиннадцатом шлюзе канала им. Москвы, барельеф "А.М. Горький" в Московском музее, а также памятники В.И. Ленину: бронзовый, изготовленный в 1955 году совместно с П.В. Кёнигом в Москве, и бронзовый же, изготовленный одним в 1956 году в г. Петропавловске Казахской ССР, алюминиевые - в Омске, Иванове, Караганде, изготовленные в 1962-1963 годах, гранитный памятник астроному И.А. Дюкову у обсерватории под Казанью, бронзовый (1960 года) и кованный из меди (1961 года) портреты В.И. Ленину.

   В 1976 году был воздвигнут памятник В.И. Ленину перед зданием центральной районной больницы в г.Веневе. Но, к сожалению, авторы мраморного бюста Ильича и постамента под ним из-за отсутствия документов пока не установлены.

 

Газета «Красное знамя» №101 (6327) с.3 от 24.08.1978

Архитектурное диво

М.Г. Бороздинский

   В последние время веневцы все чаще начинают замечать незнакомых людей, любующихся колокольней бывшей Николаевской церкви. И это не удивительно. Ведь это сооружение является настоящим шедевром архитектуры конца XVIII – начала XIX веков. Интересуются же сказочной вертикалью в основном туристы и приезжие гости.

   Ещё в конце XVIII века задумали веневцы соорудить в своем городе величественный храм. А в октябре 1800 года, «усмотрев,   что в приходской церкви Николая… как в стенах, так и в иконостасах начинают оказываться некоторые ветхости», они обратились в Тулу за разрешением на постройку нового здания.

   В ответ на это губернатор предписал архитектору Сокольникову составить специальный план.  А 25 января 1801 года состоялся о разрешении строительства консисторский указ.

   Сейчас пока не установлено точно, кто был создателем,  т.е. архитектором этого грандиозного здания, так как в Туле тогда были два известных зодчих Сокольниковых. Один из них – Федор Сокольников был губернским архитектором. А второй – Козьма Семенович Сокольников, брат первого,  был автором проектов многих тульских церквей и двух реконструкций оружейного завода. Последний к тому же имел с женой Надеждой Алексеевной  в Веневском уезде владения в селе Холтобино и дер. Чусовке.  Здесь, в Холтобине, есть предположения, он и родился.

   Время не сохранило до наших дней этого величайшего творения. От всего здания, которое занимало когда-то более 70 метров в длину, осталась полуразрушенная колокольня. Но, к счастью, остались фотографии, которые дают возможность в какой-то мере оценить труд создателей храма.

   В проекте колокольня Николаевской церкви предполагалась пятиярусной. Ее общая высота должна была превышать 70 метров. Но к 1834 году  были сооружены только три яруса.

   Однако и то, что было сделано, в 1834 году пострадало от сплошного городского пожара. Но приезд в 1837 году в Венев наследника Александра с поэтом Жуковским способствовал строительству. Благодаря заботам М.П. Гладушева к 1860 году был возведен четвертый ярус и установлен шпиц с золоченым крестом. Тогда же был поднят и валявшийся с 1834 года большой колокол с надписью имен отличившихся строителей,  который весил 308 пудов 24 фунта.

   Дошедшие до нас описания бывшей Николаевской церкви свидетельствуют, что колокольня ее с галереей занимала в длину 33 аршина (23,4 метра), трапезная часть 27 аршин (19,1 метра), настоящая церковь до алтаря – 16 аршин (11,3 метра), и алтарь с солеею – 23 аршина (16, 3 метра). Колокольня держалась на 16 наружных и восьми внутренних колоннах. Однако внутреннее убранство не отличалось большой роскошью. Церковные стены, свидетельствуют те же описания, были до карниза отполированы под мрамор,  а своды украшены замечательной живописью. Освещение храма было изумительное, так как здесь, наряду с огромными ( 5 аршин в высоту и 2 в ширину) русскими окнами, сочетались еще и так называемые «палладианские» группы тройных окон.

   В настоящее время колокольня бывшей Николаевской церкви находится, как выдающийся памятник, под охраной государства. Но оставшиеся после разборки настоящей церкви завалы битого камня и кирпича портят вид Красной площади Венева. А ведь при желании и существующей сейчас технике очистить от всего этого сохранившиеся фундаменты, а в некоторых местах и уникальные плиточные полы, было бы очень хорошим и полезным делом.