WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

09:26

Электронная библиотека

 

 

Об истории венёвского архива

Анна Валерьевна Персиянцева,
начальник сектора архивной работы
Администрации МО "Венёвский район",
10 марта 2011 года

  

   10 марта 1720 года  был опубликован «Генеральный регламент  или Устав»,  заложивший основы  организации централизованной системы архивного дела в России. Этот  первый в стране общегосударственный правовой акт предписывал центральным государственным учреждениям  передавать документы на хранение в архивы, вести их обязательный учет, вводил  государственную должность актуариуса, обязанного «письма прилежно собирать, оным реестры чинить, листы перемечивать…»

    Согласно подписанному Декрету СНК РСФСР «О реорганизации и  централизации архивного дела в РСФСР» 1 июня 1918 года,  «Все архивы  правительственных учреждений ликвидируются, как ведомственные учреждения, а  хранящиеся в них дела и документы отныне образуют единый Архивный фонд».

    За весь период истории архивные учреждения  претерпели значительные изменения - меняли  названия, подчинения. Вот некоторые данные по Тульской области: в 1918 году образован первый  в Тульской губернии  орган управления архивами  и  архивным  делом  - коллегия по делам музейно - архивного и библиотечного фонда  при Тульском губернском отделе народного образования; в 1919 году  было создано Тульское  губернское  архивное управление  (Губархив); в 1938 году   создано  областное  архивное управление; в 1962 году- архивный  отдел Тулоблисполкома;  в 1991 году – архивный отдел администрации Тульской области; в 2003 году - Комитет Тульской области  по делам  архивов,  в настоящее время – отдел архивного дела департамента культуры Тульской области.

     Предположительно, в 1923-1925 годы при Веневском уездном исполкоме был образован уездный архив, в котором работу осуществлял архивариус.

    В июле 1952 года при Веневском районном исполкоме  был образован районный государственный архив, заведующей назначена Пронякина Зоя  Дмитриевна, которая проработав в этой должности 32 года, внесла большой вклад в формирование архивных фондов. 


Панкратова Анна Ивановна, 02.03.2011 

    В то  время архив занимал 2 комнаты нижнего этажа здания на Красной площади, в котором в настоящее время  размещается музей.

   В мае 1969 года создается  колхозно - совхозный архив, заведующей назначена Панкратова  Антонина Ивановна, в обязанности которой  входило осуществление приема документов от колхозов и совхозов района. Для размещения  колхозно-совхозного  архива   выделено помещение  на ул. К.Маркса. Антониной Ивановной  осуществлен прием документов по личному составу  от колхозов и совхозов в количестве  5 тысяч  дел, сформирован  131 фонд.

    В 1973 году освободилось одно из помещений районной больницы на ул. К.Маркса, недалеко от колхозно-совхозного архива, в которое переместился районный госархив.

    В 1992 году на базе районного государственного  и колхозно-совхозного архивов был образован   архивный отдел  и  разместился  он  в  здании  на площади  Ильича, 2. 

   Начальником архивного отдела назначена Персиянцева Анна Валерьевна, работавшая с 10 октября 1985 года  в должности  начальника  райгосархива.

    На  момент образования архивного отдела в 147 фондах насчитывалось 16500  дел.

    В настоящее время в архиве  содержится  306 фондов  и  34718 дел.


Ерофеева Юлия Викторовна, Персиянцева Анна Валерьевна, Персиянцева Александра Александровна, 02.03.2011

    Ежегодно в Архив поступает более 1500 обращений. В основном  это запросы   социально-правового характера: о подтверждении стажа работы, заработной платы. В последние годы добавился еще один вид запросов - имущественного характера, связанных с получением сведений о владении  недвижимым имуществом и   подтверждении   права  собственности  на землю, имущество. Этот вид запросов является более трудоемким, т.к. заявители часто не могут назвать  номер документа, а также указать дату, когда было приобретено имущество.

  Поэтому на поиск сведений таких запросов  затрачивается, как правило, больше времени. И вместе с тем, хотелось бы отметить, что с положительным результатом выдается более  85 %  архивных  справок, копий. Все поступающие запросы рассматриваются в установленные Законодательством  сроки.

     За прошедший 2010 год сотрудниками Архива было подготовлено  578 архивных справок  социально-правового характера, 95 архивных копий, подтверждающих реорганизацию и  ликвидацию  предприятий и   839 архивных справок и копий имущественного характера.

   Исполнение  запросов – не единственный вид работы по использованию хранящихся документов. По документам фондов «Фотодокументы», «Коллекция документов личного происхождения»  к юбилейным датам, важным событиям проводятся выставки, на которых экспонируются документальные материалы, относящиеся к данным событиям. На такие мероприятия неоднократно приглашались участники Великой Отечественной войны, в   Архиве  проводились уроки мужества.

   В прошедшем 2010 году была подготовлена выставка к 65-летию Победы «Огненные версты войны», на которой были представлены документы, связанные с военными событиями, а также  готовились подборки о ветеранах Великой Отечественной войны, все  они были опубликованы  в местной газете под рубрикой «Никто не забыт, ничто не забыто». 


Выставка документов из фондов Венёвского архива в краеведческом музее, 02.03.11

   Вот и сегодня нами представлены  хранящиеся в архиве интересные  документы, например приказы Межрайонной мельничной конторы. Изучив их,  мы можем  узнать, что в 1940 году  рабочих  переводят на 5 - дневную  рабочую неделю с 8-часовым рабочим днем. В приказах за июнь - июль 1941 года, мы находим  сведения о мобилизации рабочих, а также директора мельничной конторы в ряды РККА.

  Представлены также протоколы  заседаний исполкома Веневского райсовета. В одном из протоколов  было принято решение о начале работы организаций и предприятий  города с 14 декабря 1941 года  после оккупации немецко-фашистскими войсками. В протоколе  7 сессии  Веневского  райсовета 27 апреля 1942 года  имеется доклад депутата райсовета Жигулина В.Ф., в последующем секретаря исполкома райсовета, в котором приводятся  данные о зверствах, совершенных немцами при оккупации района, в частности говорится про  с. П.Выселки. Эти сведения перекликаются  с письмом, которое находится в  документах Веневского райисполкома. Пришло оно от красноармейца Кутина Василия Николаевича,  который, как он писал «более шести месяцев  не получаю никаких     известий  от своей матери, Кутиной  Степаниды Афанасьевны, проживающей в с.П.Выселки». На это письмо за подписью секретаря Веневского райисполкома  направлен  ответ в действующую армию,  в котором говорится, что «мать Кутина Василия Николаевича расстреляна бандитами из гитлеровской грабъармии как активистка - общественница, она была депутатом райсовета».  

     Представлены письма с фронта  Антонова Василия Ивановича. С июня 1942 года письма перестали приходить, его мать Антонова Анна Гавриловна получила извещение, что сын погиб в июне 1942 года  и захоронен в Ленинградской области. И только в 1967 году, после долгих поисков о месте захоронения, Анна Гавриловна  получила сообщение, что ее сын похоронен в братской могиле в г.Колпине Ленинградской области.

     Вы видете  похозяйственную книгу д.Харино бывшего Мордвесского района за 1940-1942 годы. Такие книги в сельских администрациях, ныне муниципальных образованиях, ведутся и сейчас. В  книги   включаются хозяйства, постоянно   проживающие  в данном населенном пункте,  с указанием главы и других членов семьи, а также   сведения о постройках и земле, находящихся в личном пользовании хозяйства. Хотелось бы отметить, что именно сведения из похозяйственных  книг за военные годы стали  первоисточниками  для создания КНИГ  ПАМЯТИ.

     Ежегодно продолжает  пополняться  «Коллекция  документов личного происхождения»  документами  о замечательных людях нашего района. Собирание личных архивов - очень кропотливый труд, но вместе с тем это дело интересное,  увлекательное, требующее вдумчивого индивидуального подхода, ведь их владельцы  зачастую люди весьма преклонного возраста, случается,  с непростым характером и субъективным представлением о ценности имеющихся у него материалов. Эта работа является  одним из наиболее сложных направлений  комплектования и требует большого терпения, такта, умения слушать, убеждать и вникать в повседневные заботы людей. На сегодняшний день в Архиве собрано более 50 фондов: заслуженного врача – Архангельского Сергея Дмитриевича, Героя Советского Союза –Иванчикова Сергея Кузьмича, заслуженных работников культуры – Германского Ойзера Бенционовича и Башмаковой Галины Сергеевны, заслуженных  учителей – Киреевской Евгении Евгеньевны,  Савельевой Клавдии  Георгиевны, Батовой Олимпиады Васильевны, а также старейшей учительницы Венева – Курлович Нины Васильевны, заслуженного работника социального обеспечения – Русаковой Антонины Александровны, литературного работника Чернова Александра Сергеевича, почетного гражданина пос.Мордвес – Зайцевой Анастасии Ивановны,  ветеранов войны – Акользиной  Натальи Дмитриевны, Рыбина Алексея Ивановича, Воробьева  Льва Никитовича, Наумова Георгия Семеновича, Заниной Татьяны Михайловны, Левшина Николая Михайловича, Дружаева Василия Васильевича, Семенова Георгия Николаевича, Капцова Василия Степановича    и многих других.

   Из фондов  «Коллекции» представлены сегодня  следующие документы, из фонда Чернова А.С.: газета «Красное Знамя» - 1937 года  и фотография; из фонда Зайцевой А.И. - аттестат об окончании Веневской женской гимназии, датированный 1918 г. и фотография, хочется отметить, что присвоение ей звания Почетный гражданин поселка Мордвес проходило в 1989 году, в год, когда Анастасия Ивановна отметила свой 90-летний юбилей;  из фондов  Архангельского С.Д.,  Капцова В.С. – фотографии 20-30 годов.

    Сектор архивной работы в пределах предоставленных ему полномочий, осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за работой ведомственных архивов, организацией документов  в делопроизводстве учреждений – источников его комплектования. Отрадно отметить, что работники архивных и делопроизводственных служб учреждений и организаций, к возложенным на них обязанностям  по отбору  и передаче документов на хранение в архив, относятся серьезно и ответственно. Это лишь доказывает, что стремления архивистов направлены на выполнения одной цели – донести до потомков документальные источники – яркие свидетельства исторического развития нашего родного края.   

   В преддверии   праздника  Дня  архивов   хочется  пожелать   непосредственно архивистам,   работающим   в  ведомственных  архивах   и  людям,  связанным с историей,  крепкого здоровья,  творческих  успехов  и  всего  наилучшего.