Воспоминания строителя метро
В. А. Реброва
1935 год
Мобилизация комсомольцев на метро
призвала меня в ряды строителей. На 22-й шахте условия были плохие.
Спецодежды не хватало, сапог было мало. До того дело доходило, что одна
смена вылезает из шахты, а другая ждет, пока разуются, и тут же надевает
скинутые сапоги. Сапоги были рваные и мокрые всегда.
Работа на шахте сначала мне очень
не понравилась. Везде грязь да вода. Первые дни я все думал, как
бы сбежать. Хожу и рассуждаю: не то работать, не то не работать.
Потом решил работать,
тем более — неловко: выбрали меня членом бюро комсомольской ячейки.
Переломился я и здорово взялся за работу. Тут мне разряд прибавили
и назначили звеньевым по проходке.
А на метро в эту пору
не хватало щебенки. Комитет комсомола постановил мобилизовать
на прокладку ветки у Веневского карьера пятьсот комсомольцев.
С нашей шахты было послано двадцать два человека, и я над ними
бригадиром.
|
В. А. Ребров,
бригадир-проходчик шахты № 12 |
Поехали мы в Венев
с песнями. Вылезаем из вагонов, а люди над нами в смех:
— Вот наехали. Настроят такие!
Но мы недолго обижались и сразу
пошли на работу. Сначала мы делали насыпь. Дали нам план работы. Прикинули
мы и решили выполнить его в месяц. Времени мы не считали, а дадут тебе
50 кубических метров насыпи на день — и делай. Первые дни выполняли план
на 100%, а как приучились — стали выгонять за восемь часов 130-140%.
Вот только не хватало у нас
инструмента и не было тачек.
Первым делом мы разогнали все
наше начальство во все стороны искать инструменты. Инструменты нашлись, а тачки
мы сделали сами. Кончили мы насыпь, а мою бригаду, как лучшую, перекинули
на раскладку путей. Рельсы нам подвозили за 5 километров, а мы их укладывали.
Дело было в октябре. Работать
приходилось ночью. Кругом темнота, дождь, грязища —— ноги вязнут.
По плану должны были мы делать
400 метров за ночь. В первую ночь мы сделали 500 метров, а во вторую — полил
такой дождь, что едва прошли 200 метров. Вышло так потому, что из-за дождя
и темноты нам не сумели подвезти рельсы.
На другой день мы созвали
собрание и здорово обругали начальство. Ругали главным образом из-за фонарей.
Достали они нам только два фонаря. Это не выход, ясно!
Придумали мы такое: взяли
с собой два воза пакли и гудрона. Ночью зажгли факелы. Завинчиваешь гайку,
а факел ветром задувает. Погаснет факел, и ночь кажется еще темнее. И дождь
бьет. Окаянная была работа! Но мы не сробели и вывели за эту ночь 600 метров.
В эту ночь у нас был такой
случай: привезут нам рельсы, мы их быстро разложим и ждем, пока опять привезут.
Ждать так под дождем надоедало. И нашли мы под бугром 29 восемнадцатиметровых
рельсов — лежали в куче. Только вытащить их было очень трудно.
Ходил тут с нами один
железнодорожный мастер, очень хороший мужик. Я с ним поговорил, как бы вытащить
эти рельсы, а он мне сказал:
— Кой хрен, разве
их вытащишь!..
И действительно, тащить эти
рельсы приходилось на очень крутую насыпь, а кругом была ужасная темнота
и грязь.
Хожу и думаю, как бы вытащить
хоть один рельс. И придумал так: возьмем мы рельс на руки, а двое ребят будут
бежать по бокам с зажженной паклей. Расставил я людей вдоль рельса, брали они
его на руки и быстро бежали в гору. Пока мы бежим, факел горит. А как только
на бугор взберемся — ветер его загасит.
Ну, раз один рельс вытащили,
значит можно и другие вытащить. Таким образом подняли мы все рельсы в полтора
часа.
Начальства с нами в эту пору
не было. Вообще никого не было, работали мы одни. Как раз, когда мы вытаскивали
последний рельс, пришел железнодорожный мастер и удивился нашей работе. И даже
назвал нас львами.
Утром приходит наше начальство
и видит: что за штука? Привезли рельсов столько-то, а путь уложен дальше.
Так вот и работали. Моя бригада
в это время выпускала стенгазету, где мы друг друга хорошо критиковали. Жили
мы в общежитии. Шамовка была довольно паршивая. По соревнованию мы вышли
на второе место, а почему — я до сих пор не понимаю: выработка у нас была на 2%
больше, чем у занявшей первое место бригады.
В общежитии я всех заставлял
рассказывать, кто как работал — кого поругаю, кого похвалю. Премировали нас
за работу деньгами, а мне выдали гармонику.
К октябрьской годовщине
мы работу закончили и вернулись на шахту. Меня сразу поставили бригадиром
комсомольской бригады. Работал я проходчиком, бетонщиком, вообще делал все, что
было нужно.
...
Сайт "Московское метро"
metro.ru
|