WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

11:56

Электронная библиотека

 

 

АРАПОВСКИЕ ПЕЩЕРЫ

Андрей Лифке
"Новомосковская правда",
август 2013
 


Фото Юрия Титова

   Это место, почти у границы Тульской и Рязанской областей, пожалуй, одно из самых загадочных на территории не только Новомосковского городского округа, но и всей Тульской области. Версий происхождения уникальных пещер множество.  Доподлинно известно только то, что они рукотворные. То есть не Природа их создала, как многие другие, а люди. Непосильным трудом.

 

Киркой и лопатою

Имеются сведения, что начало Араповским пещерам на берегу малой речки Тетяковки (прежде называлась Араповкой) положил крестьянин Староказачьей слободы большого села Гремячее Яков Павлов. Будто бы он, будучи человеком очень набожным, в корне не был согласен с тем, какую политику проводили священники, служившие в местных храмах, а в Гремячем и окрестных слободах и селах (Казаки, Стрельцы, Пушкари, Беломестное, Осаново) было их немало.

Чем уж там именно недоволен был подвижник Яков, История умалчивает. Хотя можно догадываться. Но только взял Яков кирку и лопату  и отправился на берег Араповки, и под довольно крутым склоном начал копать.

Судя по тому, что и сейчас пещеры множеством тоннелей и гротов поражают воображение, копал он, конечно, не в одиночку. Поддержали подвиг односельчанина Василий Никитин и Иван Кобзев. Есть также сведения, что вскоре к ним присоединились, причем во множестве, единомышленники.

Яков Павлов вовсе не искал уединения в пяти верстах от родного дома. Скорее всего, он собирался создать подземный монастырь, наподобие Киево-Печерской Лавры, взяв ее как образец храма для истинно верующих православных христиан. И это ему удалось.

Версии

Кто-то до сих пор утверждает, что Араповские пещеры есть ни что иное как обыкновенные каменоломни. Якобы никакого Якова не было, а над берегом речки Араповки добывали строительный камень. Как, например, в Веневском уезде известняк, у деревни Бяки. Там действительно добывали белый камень, подводами отвозили в Венев, Москву и Тулу. Отсюда и Москва - Белокаменная. В Туле веневский камень использовался при строительстве кремля.

Бяковские пещеры, кстати, куда более обширны. По некоторым данным, протяженность тоннелей достигает двухсот километров. По сути – это своего рода шахта. И те, кому там довелось побывать, скажут с полной уверенностью, что в Бяках явно велись промышленные разработки. В Арапах такого и в помине нет. Зато есть небольшие гроты, очень напоминающие монашеские кельи. А также гроты попросторнее, с местами для иконостасов. В них закопченность потолков свидетельствует о том, что здесь годами горели свечи. Окончательно ставит крест на версии о каменоломнях то, что известняка тут нет. Нечего было добывать. Разве что песчаник.

Природная версия также несостоятельна. Похожих мест в округе полным-полно, это вообще совершенно обычный для восточного края губернии ландшафт, но почему-то только здесь образовалось такое уникальное подземелье. Да и непосвященному туристу понятно, что коридоры и гроты вырублены руками человеческими.

Совершенно курьезную версию выдвинул лет пятнадцать назад один новомосковский литератор. Сославшись на якобы имеющееся у него исторические документы, он заявил, что Араповские пещеры потому так называются, что их выкопали… негры! Мол, темнокожих на Руси арапами называли. Что вроде как они попали в плен к русским во время Северной войны, со шведами. Были наемниками. Где Швеция и где Африка? Что касается пленных шведов, то они действительно жили на территории Тульской губернии, в селе Люторичи, ныне Узловский район. Они и их потомки там и похоронены. Могилы существуют до сих пор. Правда, сильно обветшали.

«Тащить и не пущать!»

Когда число богомольцев из Гремячего и окрестностей, ходивших за пять верст в Арапы, значительно превзошло число тех, кто посещал традиционные храмы, священнослужители не на шутку обеспокоились. Прихожане-то таяли буквально на глазах! Как и, соответственно, доходы церковников. И тогда в губернию полетела депеша с жалобой. По указу тогдашнего губернатора и Тульской духовной консистории монастырь уничтожили. То есть разогнали. Входы засыпали.

Тем не менее, есть сведения, что окончательно губернским и духовным владыкам победить «альтернативное» отправление культа все же не удалось. И якобы до конца 19-го века в подземном монастыре еще проводились, хоть и тайно, службы.

Легенды

Местные жители рассказали, что из Свято-Никольской церкви был прорыт подземный ход до строящегося под землей монастыря. Это около пяти километров. Уже в советское время неподалеку от храма провалился не то комбайн, не то трактор. И это уже не легенда, а быль. Тогда списали происшествие на  карстовую воронку, хотя карстовых образований в районе Гремячего никогда  не наблюдалось. Существует также поверье, что еще один подземный ход тянулся уже от самого монастыря до села Александровка, позже затопленного при сооружении Пронского водохранилища.

В советское время Никольский храм в Гремячем постигла та же участь, что и подземный монастырь. Большевики устроили в нем что-то вроде склада, а иконы и церковную утварь поместили в подсобное колхозное здание. Позже, как говорят старожилы, воспользовавшись недоглядом властей, местные жители разобрали святыни по домам.

И, конечно, среди спелеологов ходят слухи о том, что если остаться заночевать в Араповских пещерах, в так называемом «молельном зале», то непременно явится призрак в образе монаха, одетого во все черное. Впрочем, подобные истории не редкость и бытуют вокруг любой из пещер, обласканных вниманием  любителей подземелий.

Что имеем – не храним

Необходимо сказать еще вот о чем. Кто бы там не был  более праведным, официальные священники или подземные, уникальный монастырь, то есть то, что от него осталось, является не только частью истории малой родины жителей окрестных сел и деревень, но и культурным, а также археологическим наследием. Но поскольку это наследие никак не охраняется и не поддерживается,  оно может остаться лишь в воспоминаниях и легендах.  Время, да и человек не щадят уникальный памятник. Близкое соседство с обширным водоемом, Пронским водохранилищем, оползни, вызываемые дождями и талыми водами, разрушают Араповские пещеры. Скоро будет туда не войти даже профессиональному спелеологу, не то что обычному любителю старины. Несколько лет назад предпринималась попытка переломить ухудшающуюся ситуацию, но как-то без огромного энтузиазма. А ведь требуется лишь закрепление почвы над подземельем, путем обычной посадки деревьев. Только и всего.

 

Автор выражает признательность за помощь в подготовке материала Олегу Заидову и Николаю Литомину.