|
Сокровища тульских усадеб
Л.Г. Черезова
газета "На службе отечеству",
март 2003
Собрание Тульского музея изобразительных искусств (ТМИИ) формировалось с 1919
года преимущественно из художественных коллекций тульских усадеб. Большинство
этих усадеб в первые годы после революции было превращено в музей: Богучаровский
музей дворянской культуры и быта, Урусовский музей, Музей коневодства в
Прилепах и другие. Однако в середине 1920-х гг; практически все эти музеи были
ликвидированы, а коллекции переданы Тульскому художественно-историческому музею.
В 1939г. Музеи (к этому времени – Тульский краеведческий музей) был
реорганизован в два самостоятельных музея: Тульский областной краеведческий и
Тульский областной художественный музей. Единые коллекции были разделены в
соответствии с профилем музеев. Учетные документы (акты поступления, инвентарные
описи коллекций уездных музеев) остались в архиве краеведческого музея, в
результате чего возникла большая путаница в определении происхождения экспонатов
нашего музея.
Приведу небольшой пример: в
экспозиции ТМИИ представлены скульптурные бюсты графа и графини Бобринских и
бюст графа Орлова. Логично предположить, что они поступили в музей из дворца
Бобринских в Богородицке. Однако при исследовании этих портретов, изучении
старых учетных номеров и инвентарных книг обнаружилось, что к Бобринским
относится только один портрет, причем в книге он назван «Портретом старика
Бобринского» (подчеркнуто мной - Ч.Л.). Представлен же не старик, а мужчина
средних лет. Что касается портрета графини Бобринской, то оказалось, что это
графиня Любомирская, во втором браке Валевская. Этот бюст поступил из усадьбы
Гагариных в Сергиевском (ныне г. Плавск). Выяснилось, что граф Орлов на самом
деле - граф Любомирский. Бюст поступил также из Сергиевского и является,
вероятно, портретом супруга графини Любомирской. Как и когда графы Любомирские
превратились в графов Бобринских, пока узнать не удалось.
Этот пример показывает
наглядно, с какими трудностями приходится сталкиваться в нашем музее при,
определении происхождения экспонатов и истории их бытования.
Тем не менее задача эта
очень увлекательная. В настоящее время в музее приготовлен проект «Приглашение
в усадьбу» (автор-Черезова Л.Г.), где сделана попытка выяснить эти вопросы,
определить круг произведений, связанных с той или иной усадьбой, по-новому
взглянуть и лучше понять личности владельцев.
В музее представлены
коллекции из Урусово (усадьбы Волконских-Кампанари), Сергиевского-на-Упе
(усадьба Языковых), Прилеп (усадьбы Я.И. Бутовича), Богучарово (усадьба
Хомяковых), Сергиевского (ныне г. Плавск - усадьба Гагариных), Богородицка
(дворец Бобринских), Красные Буйцы (усадьба Олсуфьевых) и других.
Интересна судьба урусовской
коллекции. Имущество ликвидированного Урусовского музея было передано в Тульский
музей в марте 1926 г., и большая часть этой коллекции находится в настоящее
время в ТМИИ. На обороте многих портретов, поступивших из Урусове, есть надпись
«Марк. Кампанапи. Село Урусово» указывающая источник происхождения и
принадлежность картин: «маркизов Кампанари. Село Урусове». Но сотрудники музея
прочитали надпись как «маркиз Кампанари», и на протяжении долгого времени
портрет (работы известного русского художника П.И. Орлова 1842 г.) назывался
«Портретом маркиза Кампапари».
В 1997 г. на III научной
конференции по экспертизе и атрибуции А.М. Горшман предложил атрибуцию этого
портрета. Как оказалось на портрете представлен князь Никита Григорьевич
Волконский (1779-1844), сын Григория Семеновича Волконского и муж Зинаиды
Александровны Волконской (1789-1862). Именно Зинаиде Волконской, рожденной
Белосельской-Белозерской принадлежало имение Урусово в Тульской губернии. Сын
Зинаиды Александровны и Никиты Григорьевича Волконских, Александр Никитич, умер
бездетным. Однако известно, что он удочерил дочь своего Друга - Надежду
Васильевну Ильину, вышедшую замуж за маркиза Владимира Кампанари. Таким
образом, имение Волконских перешло по наследству в род Кампанари.
В архиве Тульского
краеведческого музея есть старая опись Урусовского музея, в которой упоминаются
многие портреты Волконских. В их числе два портрета самой Зинаиды Александровны,
портреты ее отца князя Александра Михайловича Бёлосельского-Белозерского, матери
Варвары Яковлевны, рожденной Татищевой и многие другие. Этих портретов нет в
каталогах нашего музея. Заинтересовавшись родословной Волконских и их
родственными связями» я предположила, что один из наших портретов изображает ту
самую «царицу муз и красоты», которой А.С. Пушкин посвятил свое стихотворение.
На нем изображена в профиль молодая женщина в открытом коричневом платье,
вьющиеся волосы высоко подняты на голове и уложены в прическу. Она повернула
голову и через плечо смотрит на зрителя. Сравнивая этот портрет с доступными нам
изображениями З.А. Волконской, можно было отметить сходные черты: большие
выразительные глаза, тонкие нос, маленький рот, гибкая шея.
Оказалось, что портрет З.А.
Волконской, очень похожий на наш, опубликован в книге «Итальянская Пушкиниана»
И. Бочарова и Ю. Глушаковой. Он находится в частном собрании за рубежом,
выполнена 1828 г. в технике акварели, автор - французский художник Ф. Берже. Наш
портрет З.А. Волконской выполнен в технике масляной живописи не очень умелым
художником. Я предположила, что в музее хранится копия с акварельного портрета,
очевидно, работы крепостного художника. Посвятившие многие свои исследования
Зинаиде Волконской Ю.П. Глушакова и И.Н. Бочаров, к которым я обратилась с
письмом, подтвердили, что на портрете изображена Зинаида Александровна
Волконская и предположили, что наш портрет, видимо, является копией не с
акварели, а с неизвестного нам живописного портрета, написанного раньше 1828
года. В любом случае, было установлено, что на портрете, поступившем из Урусова,
изображена его хозяйка З.А. Волконская. За этой первой «находкой»-атрибуцией
последовали другие.
В списке картин значится два
портрета Елизаветы Леопольдовны Волконской. Один из них выполнен маслом в
технике пастели в середине 19 в., на другом она изображена с дочерью. В наших
документах таких портретов нет, но есть «Портрет княгини Урусовой с дочерью», а
также пастельный «Портрет княгини Урусовой» работы итальянского художника Д.Б.
Каневарри 1862 г. На обоих портретах изображена молодая дама в темном открытом
платье и горностаевой накидке. Поскольку оба портрета поступили из Урусове, то
скорее всего на портретах должны быть не Урусовы, а Волконские. Я установила,
что Елизавета (вернее - Луиза) Леопольдовна Волконская, рожденная баронесса фон Лилиен, - жена сына Зинаиды Волконской Александра. Их дочь, названная в честь
бабушки Зинаидой, умерла в раннем возрасте. Пока известна только дата смерти
Л.Л. Волконской - 1870г., и умерла она в сравнительно молодом возрасте, т.е.
всего через восемь лет после написания пастельного портрета. Я предположила, что
на обоих портретах изображена именно Луиза Леопольдовна Волконская. К сожалению,
ни мне, ни моим консультантам И. Бочарову и Ю. Глушаковой не известны
изображения Л.Л. Волконской. Возможно, удастся также точнее датировать портрет с
дочерью, если будет известна дата смерти девочки.
В экспозиции музея
представлен «Портрет маркизы Кампанари» работы, предположительно, уже
упоминавшегося П.Н. Орлова. Пожилая дама, изображенная на портрете, очень
напоминала чертами лица Зинаиду Волконскую, на что обратили внимание сотрудников
музея Бочаров и Глушакова, будучи в 1989 г. в Туле. Выяснилось, что «Портрет
маркиза Кампанари» и «Портрет маркизы Кампанари» на самом деле, - изображения
Зинаиды Александровны и Никиты Григорьевича Волконских, и опубликовали свою
атрибуцию в сборнике «Мир русской усадьбы».
В архивной описи
упоминается также пастельный портрет Надежды Васильевны Кампанари, приемной
дочери А.Н. Волконского. На хранящемся у нас овальном пастельном портрете
изображена молодая девушка с выразительными темными глазами, пухлыми губами, с
гладкой прической на прямой пробор и в горностаевой накидке на плечах. В 1989 г.
потомки Н.В. Кампанари передали нашему музею в дар живописный портрет Надежды
Васильевны Кампанари, исполненный в Париже неизвестным художником в 1879 г.
Надежда Васильевна изображена здесь в возрасте 24 лет (родилась она в 1855
году). Девушка на пастельном портрете гораздо моложе, ей лет 16-18. Я послала
фотографию с этого портрета Ю. Глушаковой и И. Бочарову с предположением, что на
портрете изображена Наталья Васильевна Ильина (1855-1923), усыновленная
Александром Никитичем Волконским, в замужестве Кампанари. Они сочли, что моя
атрибуция правильная, т.к. могли сравнить наш портрет с имеющимися у них
фотографиями Н.В. Кампанари.
Видимо, из Урусове
происходит портрет Григория Семеновича Волконского (1742-1824), отца Никиты
Григорьевича, а также портреты Николая Васильевича Репнина (1734-1801), тестя
Г.С. Волконского, и его жены Натальи Александровны (1737-1798), рожденной
Куракиной.
Портрет Г.С. Волконского
написан знаменитым русским портретистом В.Л. Боровиковским в 1810-е гг., причем
известно несколько портретов князя кисти Боровиковского.
Кроме портретов близких
родственников Волконских из Урусова поступили также портреты графа Захара
Григорьевича Чернышева (1722-1784), Петра Дмитриевича Еропкина (ум. в 1805 г.),
цесаревича Павла Петровича (копия с Рослена) и другие. В архивной описи названы
также портреты родителей Зинаиды Александровны - отца, Александра Михайловича
Белосельского-Белозерского, (1752-1809) и матери Варвары Яковлевны (1764-1792),
рожденной Татищевой; портрет римского дворянина Владимира Павей (приемного сына
Зинаиды Волконской); портрет Владимира Францевича Кампанари, мужа Н.В. Кампанари;
портреты других родственников Волконских, которые, к сожалению, до сих пор
определить не удалось.
Зато благодаря документам
архива Тульского краеведческого музея удалось установить, что в нашем музее
хранятся портреты русских царей, поступившие из Урусова. Это портреты Григория
Самозванца, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича. Известно, что
Григорий Семенович Волконский заказывал исполнить копии подобных портретов В.Л.
Боровиковскому.
Также были установлены еще
два портрета Волконских - родителей Григория Семеновича. Эти портреты находятся
в нашем музее под названием «Портрета князя Урусова» и «Портрета княгини
Урусовой». На одном холсте большого формата представлен коленопреклоненный
мужчина, на другом - женщина средних лет, оба в горностаевых мантиях. Они
обращаются к святым рядом с ними. Над головой святого в портрете князя хорошо
читается надпись «Преподобный Симион Столпникъ». Так как обычно изображался
одноименный человеку святой, естественно было предположить, что имя князя -
Семен. В архивной описи есть краткое описание этих портретов, совпадающее с
нашими работами. Таким образом, вместо портретов князей Урусовых у нас оказались
портреты отца Г.С. Волконского князя Семена Федоровича Волконского (1703-1768) -
и матери княгини Софии Семеновны (1707-1777), рожденной Мещерской.
Пример урусовской
коллекции, определение лиц, изображенных на портретах, позволило по-новому
воспринять давно хранящиеся в музее картины. Много интересного было раскрыто и в
других усадебных коллекциях. Не все пока удалось определить, но работа в этом
направлении будет продолжена, и я надеюсь, что удастся пролить свет и на многие
другие экспонаты нашего музея. |