WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 
Главная
История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

17:40

Электронная библиотека

 

 

Церковь Введения  во храм  Пресвятыя Богородицы в Г. Веневе

Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям,
начало 15-го июня 1874 года. №12,
окончание 1-го июля 1874 года. №13
 

Г. Венев, один из незначительных в губернии, богат числом храмов Божиих. В нем 9 церквей: три приходских, четыре приписных, кладбищенская и домовая при земской больнице; и некоторыя из них своими грандиозными размерами невольно останавливают внимание случайнаго посетителя города.

        Усердию храмоздателей много способствовало обилие строительнаго материала. Недалеко от города  верстах  в восьми залегла обширная засека, а в старину и весь он сидел в засеке; окрестности его, как и он сам, расположены на песчано - глинистом грунте, так что глина и песок, в местах их добывания отдаются с торгов и составляют одну из статей городскаго дохода; отсюда множество кирпичных заводов. А в деревне Семенках находятся обширныя каменоломни, ссужающия обширным белым камнем (веневский цоколь)  все не только окружные города  и главным образом Тулу, но и Елец, Лебедянь и другие. Но эти многовечныя сооружения большею частию случайных храмоздателей своим числом, а иногда и размерами, - мы разумеем в последнем случае Николаевскую церковь, - превышают и потребности прихожан и их средства к правильной ремонтировке церковных зданий. Некоторыя из церквей заросли снаружи мхом, а по трещинам сорными травами; другия на половину лишились орнаментов, и своими самородными нишами, образовавшихся от выпавших кирпичей как бы призывают внимание новаго случайнаго благотворителя для своего обновления. – Николаевская колокольня, лишившаяся верхнего этажа и шпица во время общаго городскаго пожара в 1834 году, лет двадцать стояла без креста, представляя собою некоторое подобие вавилонской башни, пока один мощный прихожанин не возобновил ее с некоторыми впрочем отступлениями от первоначального плана. – Казанская церковь, самая меньшая и своим объемом напоминающая часовню, построена, как видно из надписи на плите, заделанной в стену, по обещанию двух купцов Боровкова и Бородина. Храмоздатели, созидая ее, не принимали в расчет никаких других соображений, кроме данных ими обетов, и она пришла в упадок оттого, что была излишня; в настоящее время и богослужение в ней прекращено. С благочестивым усердием к размножению св. храмов, далеко превышающему действительную потребность, не редко, конечно, соединялось и тщеславие богатаго храмоздателя.

        Не такова церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы, построенная около ста лет тому назад обществом прихожан и других жертвователей. В клировых ведомостях пишется, что она окончена постройкою четвертого октября 1776 года, а из храмозданной видно, что перед тем существовала здесь деревянная церковь того же имени, которая за ветхостию была разобрана. Шагах в пяти от нынешняго храма в пределах проэктированной ограды поставлен каменный столб и на нем крест в память освящавшей это место святыни алтаря. Все церковное строение в длину занимает 22 сажени 2 ¼ арш., стены толщены чрезмерной – до двух аршин; вся церковь сложена необыкновенно прочно, за исключением только разве тех частей, где употреблено дерево, таковы помости на колокольне, перила и лестницы. Крест на церкви четвероконечный; от него к чешуйчатой главе спущены цепи. Ниже главы фонарь с четырмя окнами; далее огромный купол,  довольно смело поставленный на четырехугольник, продолглватом по линии от запада к востоку; олтарь полукруглый;  вся церковь освящается 33 окнами. Колокольня в три яруса. В очертаниях всего здания церкви и колокольни господствует прямая линия; нет никаких изгибов, кроме прямых же углов, окна и двери почти без украшений, колонны без капителей, целое здание вообще не представляет стройной соразмерности частей. По этим признакам,  характер здания не следует относить к какому либо стилю, например к вазантийскому, разве только к чисто русскому, выработанному не нашими русскими архитекторами, а нашими свободными каменщиками прошлаго столетия, когда еще не стеснял и не руководил их никакой технический надзор.

   Кругом церкви разбросаны вросшие в землю надгробные камни без всякого признака надписей, следы упразденнаго приходскаго кладбища. – Шесть колоколов на колокольне в общей сложности составляют 239п. 18 ф. Большой колокол вылит 1820 года декабря 6-го; весом 178 пуд. 18 ф.; в нем сказывают много серебра в следствие обычая бросать в расплавленную массу пред наливанием ея в форму серебрянныя вещи как – то ложки, кольца, серги и проч. На колоколе читаем: «Вылит сей колокол к церкви Введения Божией Матери с приделом ея святых мученик Флора и Лавра при священнике Феодоре Егоровиче, при старосте купце Филиппе Михайлове Зуеве и при купце Иване Феодоровиче Зуеве же при помощи доброхотных дателей и проч.» Об этих лицах будет случай поговорить ниже.

Описываемая церковь заключает под своею кровлею собственно три храма: Главный во имя Введения в храм Пресвятыя Богородицы; придельные: на северной стороне – св. мучеников Флора и Лавра, на южной – свю великомученицы Екатерины. Первые два существуют издревле; последний устроен двадцать лет тому назад. Антиминс в пределе Флора и Лавра освящен в 1778 году преосвящ. Феодосием епископом коломенским и каширским; прочие антиминсы – в недавнее время преосвящ. Дмитрием. Утварью церковь бедна; но иконостас главного храма, в вышину 12 сажен без одного аршина, резной, сверху до низу вызолоченный, великолепен. Он устроен в 4 яруса: в первом изображены, кроме местных икон, двунадесятые праздники, во втором апостолы, в третьем пророки, в четвертом праотцы: вверху распятие. В числе икон, замечательных по богатству украшений, в ризах и венцах , можно указать на следующия: в настоящей 1) местныя иконы Спасителя и Ввеедния во храм Пресвятой Богородицы. В 1828 году на эти иконы, согласно воле неизвестного жертвователя сделаны сребро – кованныя ризы, ценою в тысячу рублей асс. Каждая. 2) Иоанна Предтечи, в 1833 году так же одетая в богатую серебрянную ризу; деньши на этот предмет, тысяча рублей, так же пожертвованы неизвестным. 3) Иоанна Богослова. В приделе Флора и Лавра, кроме храмовой и других местных икон, замечательна икона Успения Божией Матери тем, что написана и украшена серебрянною ризою за 740 рублей асс. Вложенных в 1830 году неизвестно кем, в церковную кружку. – В последствии ризы на поименованных здесь икон вызолочены и украшены камнями. В Екатериненском приделе иконостас резной так же сверху до низу  вызолоченный, но иконы в нем без окладов, впрочем написаны настолько удовлетворительно, что нет никакой нужды прикрывать их ризами. Здесь всего только 9 икон, за написание которых заплачено мастерам 340 р. сер. Позолота иконостаса стоила 700 р. сер. Придел главным образом сооружен на средства Д. А. Янькова, много лет служившаго в Веневе земским исправником, и его супруги Екатерины Андреевны. Живое участие в устройстве придела принимали и некоторые другие прихожане и особенно церковный староста; а из шнуровой книги, выданной из консистории для сбора пожертвований, видно, что на устройство его собрано было в продолжении двух лет 1188 руб. сер. Екатериненский придел освящен 1845 года ноября 24 преосв. Дмитрием.

 Как на древния и особенно чтимыя, можно указать на следующие две иконы: 1) Божией Матери Троемученницы, в приходе из траипезной церкви в настоящую, и 2) резное изображение Николая Чудотворца  в приделе Флора и Лавра в стенной нише. Святитель Николай изображен держащим в правой руке меч а в левой церковь. Народное придание приписывает этой иконе чудотворную силу, особенно проявившуюся во дни посещения гнева Божия – в эпидемию 1831 года. В это – то время, когда каждое утро освещало длинную процессию гробов, а каждая ночь вместо тихаго сна вносила в семейства плач и стоны, один благочестивый прихожанин, Иван Феодорович Зуев, увидел во сне самаго угодника Божиего, но ни в святительской одежде, а в виде простаго человека. При этом святитель 9 сначала не узнаваемый) сказал (так говорит предание): « у вас есть заступник; молитесь ему, что бы он помог вам» Иван Феодорович рассказал об этом видении своим приходским священникам Петру Ивановичу Опекулеву и Петру Феодоровичу Веневскому. Стали молебствовать Николаю Чудотворцу, и, говорят, чем усиленнее были эти общеприходския молитвы, чем теснее сближалась толпа около образа святителя, тем заметнее стала ослабевать эпидемия. Тогда стали возить икону по окрестным селам и деревням, пока местный благочинный протоиерей Ив. Ив. Пылаев не приказал поставить ее на место. Другая половина предания отзывается уже человеческим суемудрием: протоиерей Пылаев вследствие своего распоряжения поставить икону будто бы лишился употребления ног. Но во первых, в поступке его нет ничего похожего на святотатство. Напротив, уступив народному требованию, хотя бы внушенному горячею верою, т.е. дозволив хождение с иконою вне пределов города по селам и деревням он не имел никакого права. Во вторых, самое обстоятельство его болезни фактически неверно: протоиерей заболел спустя некоторое время и владел ногами до тех пор, пока общее разслабление, вследствие скорбута, не уложило его в постель, а потом и в могилу, в 1838 году. Но что всего хуже (в рассказе о болезни Пылаева) – это нечестивое покушение толковать волю Божию соответственно своим вкусам, призывать кару Божию за грех несуществующий и видеть ее там, где может быть особенно, хотя и сокровенно, проявилась Его благость. – Уже после 1831 г. сделана на икону сребро - позлащенная риза, а в 1857 г. приобретен для нея серебрянный подсвечник о трех лампадах, стоящий 120р.

  Продолжая о древностях можно указать на три Евангелия: 1) в полдести, изд. 1688 года; 2) в полдести же, 1744 года; 3) в десть на александрийской бумаге , превосходной печати, по тяжеловесности ( вместе с сребро - позлащенным окладом более пуда) не употребляется.

    Богослужебные книги, - из старых, все принадлежат екатерининскому времени. В числе указов есть один 1721 года, касающийся народной переписи первой и подписанный так: «города Веневы соборной Воскресенской церкви протопоп Стефан»* .(* Из этой подписи открывается, что веневский собор изстари именовался «Воскресенским».

   Копии с метрических  книг с 180 года. Исповедныя росписи с 1798 года за исключением нескольких недостающих годов. Приходнорасходные книги с 1805 года. Опись церковного имущества есть за 1800 год, есть и позднейшая клировыя ведомости с 1834 года. Сохранились так же две ревизских сказки пятой и девятой народных переписей. Все эти документы и послужили главным образом при составлении этой статьи.

    Церковь внутри была расписываема не один раз. Так в 1826 году употреблено на этот предмет 420 рублей из 700 рублей в асс., пожертвованных неизвестным. Живопись, покрывающая ныне купол, стены и потолки церкви, хороша и назидательна. К числу особенно удачных можно отнести священную картину изображающую благословение детей.

 Сколько эта живопись приятна для взора и способна  воспроизводить в душе представляемыя ею события, столько же простое, но стройное, ныне радует слух. Здешний хор составляется из учеников духовнаго училища и любителей чиновников. Ежегодный выпуск учеников отнимает у него лучшие голоса, и убыль их часто пополняется новичками. Не смотря на то, обучаемый и управляемый опытным регентом хор не перестает привлекать в церковь и посторонних прихожан.

При церкви земли усадебной 46 квад. Саж. Издавна числится она за церковью; но в 1866 году по владению ее возникло спорное дело с городскою думою, которое еще не окончено. – Пахатной и сенокосной земли 130 десятин; отдается в арендное содержание; плата за нее простирается до 535 р. в год, которыми пользуется причт.

Церковные доходы в 1805 году были следующие: от продажи свеч выручено 205 р. 10 коп.; в кошелек собрано 107р. 43 коп. асс.;  с остаточными с 1804 года церковная сумма простиралась до 1059 р. 73 коп. Израсходовано на текущия потребности церкви 145 р. 59 коп.К 1806 году оставалась 914 р. 14 коп. В 1873 году поступило от кошельковаго сбора 239 р. 68 коп., чистой свечной прибыли 80 рублей, от продажи венчиков и разр. Листов 5 р. 34 коп. Итого 325 р. 2 коп. С остатачным от 1872 г. церковная сумма простиралась до 386 р. 32 коп. В течении 1873 года израсходовано: на разныя потребности церкви 210 руб. 48 коп.; на содержание духовно – учебных заведений 80 руб., вся венчиковая прибыль 5 р. 34 коп. употреблена на вспоможение ученикам духовнаго училища; на мелочныя издержки 28 руб. 30 коп., всего 324 р. 12 коп. К 1874 году оставалось 62 руб. 20 коп. Пожертвовано на разные посторонние предметы 6 р. 92 коп. именно: на вспоможение вдовам и сиротам духовенства 2 р. 60 коп., в пользу православных церквей и школ западнаго края 58 коп., на возстановление православия на Кавказе 81 коп. На распространение христианства между язычниками империи 85 коп., в пользу церкви гроба Господня 1 р. 10 коп., на улучшение быта православных поклонников в Палестине 98 коп.

Домовая церковь при земской больнице во имя «Всех скорбящих Радости» находится в заведывании настоятеля Введенской церкви.

---

С 1807 года до половины 1814 года ко Введенской церкви приписана Спасо – преображенская церковь* (* В статье о веневском соборе допущена ошибка относительно времени, в которое Спасо – преображенская церковь была приписана к собору. Она приписана к нему не в 1807 году, а в 1814 году) с августа 1872 года к ней причислена была подгородняя свиридовская, также введенская церковь, которая с ноября 1873 года снова сделана самостоятельною.

Число приходских душ в старые годы было гораздо значительнее, нежели в настоящее время. Так в 1809 году было обоего пола 1602 д., в 1815 1641, в 1825 « при 205 дворах» 1756, в 1834 году 206 дворов и 1881 д. По документам 1873 года приход ныне состоит на два штата из 178 дворов при 580 д. муж. Пола и 635 ж. пола, всего 1212 д. Из этого числа одна треть принадлежит городскому состоянию и две трети государственным крестьянам, в старину пашенным солдатам, населяющим подгороднюю слободу Озеренцы.

Смертность самая большая обнаруживалась, конечно, в эпоху эпидемий и других народных бедствий; к последним должно отнести и голод. Но пожар 1834 года, едва коснувшийся прихожан Введенской церкви, не оставил никаких следов в статье об умерших, число смертных случаев в 1834 и 1835 годах даже сравнительно меньше, нежели в предшествовавший и последовавший годы. В 1831 году из общего числа умерших 100 человек, от холеры по церковным документам умерло только 4 человека. Нисколько не опровергая предания о чудесном заступничестве  Святого Николая Чудотворца, скажем, что число жертв эпидемии было гораздо значительнее показаннаго в метрике. Признаки новой, неслыханной болезни в то время еще не успели выяснить на практике, и к числу умерших от холеры  без всякаго сомнения должно отнести и тех, которые записаны умершими от боли живота, от судорог и проч. -  В 1848 году из 76 всех умерших, собственно от холеры умерло 29 чел. Голод был таким же бедствием для недостаточных прихожан, как холера для всех: в 1840 году в метриках записано 78 смертных случаев, - двумя больше против холернаго 1848 года; а в 1841 году 97 почти столько же, сколько в церковную холеру. Но в следующие урожайные годы смертность вдруг упала на половину: в 1842 году умерло 42 человека, а в 1843 году 41 человек. В 1871 году из 65 всех умерших, от одной холеры умерло 48 человек.

Замечательно, что все эпидемии как то холерная, оспенная, тифозная и проч. Начинались обыкновенно в Озеренцах. Говорят, что причина тому кроется в несоблюдении санитарных условий относительно уборки павших животных, вывоза нечистот и проч.

Из числа замечательных случаев долголетия в метриках мы заметили только один: 1861 года, октября  28 умерла одна временно – обязанная крестьянка 102 лет. – Приведем другой случай, но самаго неутешительнаго своиства: 1856 года ноября 5 умерла мещанская девица (Ксения Ивановна

а) 77 лет, о которой в метриках в графе «от чего умерла» написано: « от старости без призора», а в графе « кто исповедовал и причащал» помечено: « по безприютной жизни и по внезапной смерти не была исповедана и Св. Таин не сообщена».Спрашивается, неужели во всем городе не оказалось ни одного человека, который послужил умирающей при таинстве смерти? – Никто не видал, как в последний раз затворились двери ея хижины, и исповедь ея слышал только один Бог ! А между тем в городе существует хороший обычай напутстввовать панихидой каждаго умершаго нищаго, или считавшегося за дурачка, юродиваго, т т. п. В этом случае погребальная процессия тянется до кладбища часа полтора, а то и два; труды же причта, за совершение обряда, хотя и косвенным образом, вознаграждаются весьма щедро. Неужели тот, кто признает в умершем нищем своего собрата, отказал бы ему в помощи в последние дни его жизни, - помощи необходимой для него, не столько для питания полуразрушеннаго тела, сколько для приличнаго приготовления к вечности? Нет, но кто же знал, где и при каких обстоятельствах он умирал? Шла мимо погребальная процессия, справились, кого Бог прибрал, и дело милосердия ограничилась панихидой. Один этот обычай уже указывает на возможность открытия  в городе приходских попечительств. Но их нет, кроме соборной церкви. Неудачная попытка в этом роде сделана в 1868 году свящ. А. (См. Т. Е. В. 1869 года, № 5) ; впрочем нет никакого значения, что св. А. успел бы в своем предприятии, если бы спустя несколько месяцев не был перемещен на другое место.

              В приходе есть училище для казенных крестьян, существующее с 1844 года. В нем до 40 мальчиков и 10 девочек. Обучает настоятель церкви.

    В числе купеческих фамилий с первых страниц документов прошлого столетия встречаются Шаталовы, Зуевы, Бубновы, Чистиковы, Боровковы. По отношению к Введенской церкви особенно примечательны: 1) Шаталовы – прадед, дед, отец и сын: первый Алексей Иванович участвовал в сооружении церкви (скончался в 1803 году на 73 году от рождения); второй Андрей Алексеевич служил церковным старостой в продолжении 16,5 лет (скончался в 1846 году 76-ти лет от рождения); третий Николай Андреевич был правою рукою отца по делам церкви; но выбранный после него, через год, был застигнут тяжкою болезнию и едва дослужил первый выбор (скончался в 1855 году); четвертый Константин Николаевич управляет церковным хозяйством с 1856 г. и по настоящее время. 2) Зуевы: Иван Феодорович (о нем упомянуто выше; сконч. 81–го года, в 1836 г.); сын его Николай Иванович, служивший в продолжении 7-ми лет церковным старостой и окончивший службу вместе с жизнью на 53–м году (1853 г.) ; Филипп Михайлович, бывший так же старостою один выбор (сконч. 75 – ти лет, 1845 года). В документах записано одно, сделанное им пожертвование: 500 р. асс. – на украшение храма. В числе крупных жертвователей упоминается так же и Алексей Феодорович Зуев.

    О церковных старостах до 1818 года в документах нет и помину. Но с этого года мы имеем полный их перечень, который и приводим в последовательном порядке их службы: 1818-1822 купец Филипп Михайлович Зуев.

1822-1824 купец Василий Иванович Бубнов

1824-1827 Озеренский пашенный солдат Василий Михайлович Соломенцов.

1827-1830 сын его Емельян Васильев.

1830-1846 купец Андрей Ал. Шаталов.

1846-1853 купец Николай Иванович Зуев.

1853-1856 купец Николай Андреевич Шаталов.

1856-1874 купец Константин Николаевич Шаталов

Пожертвования в пользу церкви не оскудевали и во все время ея существования, что видно и из описей церковнаго имущества. Так, например, к 1825 году крайне обветшала церковная деревянная кровля: явился жертвователь, вложивший в церковный ящик 1000 р. асс., и трапезная церковь покрыта железом. В 1836 году проезжий купец, некто Олимпий Циплаков пожертвовал хоругви. В 1852 году от неизвестного прислано из Москвы богатое Евангелие. В 1863 году вдова колл. асс. Оболенская завещала в пользу церкви  285 р. В 1866 году московский купец Василий Иванович Титов прислал на нужды церкви  250 р. В 1867 году подано от неизвестнаго 180 р. и проч. Приходорасходные книги с 1856 года свидетельствуют так же об огромных сборах, сбережениях и личных пожертвованиях нынешняго церковнаго старосты. Многоценный иконостас, им реставрированный и вызолоченный, приводит в удивление каждого посетителя церкви. В нынешнем году будет приступлено к устройству ограды. Многие пожертвователи скрыли свои имена, другия в документах опущены, или забыты. Но обо всех помнит и никого не забывает в своих молитвах церковь.

    Следуя за документами, мы находим, что до 1782 года (а от какого времени неизвестно) при Введенской церкви было два священника; с 1782 по 1797 годы при ней находился только один священник; с 1797 по 1812 годы снова два. С 1812 по 1819 годы при церкви было три штата; В 1819 году третий штат уничтожен и с тех пор до настоящего времени при церкви остаются два штаба без перемены: два священника, один диакон и ( в настоящее время) три причетника. Причт (за исключением одного священника), живет в собственных домах; земля, на которой построены эти домы частию крепостная, частию оспориваемая городской думою у церкви. Кроме обыкновенных доходов земли причт пользуется процентами с капитала 765 р., составившегося в разное время из вкладов жертвователей. Доходы священника по свидетельству С.А.*(* Т. Е. В. 1869 № 3) никогда не доходят до 400 рублей, обыкновенно они колеблются между 300 и 350р. В 1871 г. прихожане , имея  в виду особенные заслуги нынешняго настоятеля, назначили ему 200 р. ежегоднаго вспоможения.

    Священно – служители Введенской церкви занимали свои места , как водилось прежде, большею частию преемственно. Сведения о них, но очень краткия, мы имеем с 1780 года, то есть почти со времени основания нынешняго храма.

Священники.

   Георгий Стефанович. Служил в этом звании , как видно из метрик, уже в 1780 году; но в 1782 имя его из документов исчезает. Из ревизской сказки Введенской церкви (1795 года) видно, что он послан был на искусь в серпуховский Высоцкий монастырь, где и умер в 1788 году; в том же году умерла и жена его; а дочь девица 28 лет в 1784 году поступила в московский девичий Алексеевский монастырь; сын его в последствии так же был священником при Введенской церкви.

   Петр Гаврилович до 1782 года служил одновременно с Георгием Стефановичем, а потом один; в 1797 году вышел заштат, уступив место сыну и имея отроду 48 лет, стал писаться « престарелым». В Дух. Росписях имя его встречается последнй раз в 1804 году. В 1797 г. к Введенской церкви поступили два священника , - дети предшествовавших: Прокопий Петрович, обучавшийся в коломенской семинарии, но, кажется, не окончивший в ней курса; служил при церкви до 1819 года, а потом куда то переведен. Феодор Егорович ( сын Георгия Стефановича) из окончивших курс в коломенской семинарии; в 1783 году рукоположен в диакона, а с 1791 года служил в этом звании при Введенской церкви; в 1797 году рукоположен во священника; в 1823 году вышел заштат, передав место сыну. Скончался 1826 года, имея 67 лет от рождения.

    Лука Иванович до 1782 года дьячек, а с этого года священник. В 1807 году со всем штатом Спасо–Преображенской церкви, в котором служил и сын его пономарь Василий Лукин, переведен к Введенской. Скончался 1811 года, имея 50 лет отроду.

    Матвей Семенович Архангельский. В 1812 году поступил в третьяго священника к Введенской церкви, а в 1819 году переведен в село Архангельское, близ Тулы. Обвиненный в важном преступлении (в произнесении непристойных слов относительно особы Государя) был подвергнут тюремному заключению и не вполне оправданный отсюда он был послан с запрещением священослужения в Новосильский Свято – Духов монастырь. Из Свято –0 Духова монастыря его перевели в суздальскую Спасо – Евфимиевскую обитель, а потом в новый Иерусалим. Здесь он заслужил прощение, но пожелал остаться в монашестве и умер в сане иеромонаха под именем Мелхиседека.

    Петр Феодорович 1823 году рукоположен во священника на место отца своего. С 1843 г. по 1846 г. проходил должность наставника в озеренском училище, занимал так же некоторыя другия должности. Сконч. 49 лет, в 1846 году.

    Петр Иванович Спекулев. Окончил курс в семинарии до разделения учащихся на разряды. С 1808 года служил священником в селе Тургеневе чернскаго уезда. 1819 г. переведен к Введенской церкви. В чернском уезде три года был благочинным.

    Василий Иванович Аболенский. В 1848 году окончил курс в семинарии и рукоположен во священника в село Плоское новосильского уезда. В 1864 году по экзамену удостоен степени студента. В продолжении 6 лет нес должности депутата и три года наблюдателя народных школ. В 1868 году переведен к веневской Введенской церкви. При однородности своего педагогическаго и писательскаго таланта, он был достойным преемником покойнаго Одинцовскаго, но к сожалению, в начале 1869 года он переведен был на священническое место при тульском девичьем монастыре.

    Георгий Андреевич Генерозов (нынешний настоятель церкви) родной брат покойнаго Ивана Андреевича. По окончании курса в семинарии 1854 года рукоположен во священника к Введенской церкви. С 1855 года, за исключением шести лет, занимает должность наставника в Озеренском училище; был гласным в земском собрании и в тоже время членом ревизионнаго комитета при духовном училище членом уезднаго училищнаго совета. С 1871 года определен священником и при больничной церкви. В 1871 году перемещен в Тулу к Донской церкви, при которой находился только шесть месяцев и по усиленным просьбам введенских прихожан снова возвращен к Введенской церкви.

    Петр Андреевич Воскресенский. В 1853 году был рукоположен в городе Новосиль к соборной успенской церкви; затем последовательно служил в городах Кашире, Ефремове, в 1869 году перемещен в Венев к  Введенской церкви, где и поныны. Во всех местах своего служения деятельно преподавал слово Божие как в храме, так и в школах, - городских, сельских и воинских; близ Новосиля в деревне Михалевой сам основал школу; был членом каширскаго училищнаго совета и разных местных комитетов. Некоторое время состоял при веневской больнице. В холерную эпидемию 1871 года проявил особенную ревность в исполнении пастырских  обязанностей, и эти труды не оставлены без награды.

Диаконы: Симеон Феодорович служил в этом сане до 1783 года, а в этом году вышел заштат. Умер в 48 лет, в 1785 году. Феодор Егорович, в последствии священник. Никита Иванович. Служил при Введенской церкви пономарем с 1772 года, в 1796 произв. В диакона. Сконч.  В 1815 году имея 63 года Тимофей Васильевич переведен от Спасо – Преображенской церкви вместе с свящ.  Лукою Ивановичем в 1807 году. Служил при Введенской церкви до 1819 года. Михаил Стефанович Чулковский. Из низшаго от семинарии, рукоположен в 1817 году, умер 1858 году на 63 году. Алексей Иванович Введенский из средн. Отд. Семинарии, поступил на место М. С. Чулковскаго в 1858 году.

 Из причетников особенно замечателен по долголетней службе Алексей Матвеевич Юдин. 1800 г. он определен при указе дьячком к веневской соборной церкви, 1804 г. преосвящ. Амвросием посвящен в стихарь, а в 1807 г. переведен к Введенской церкви. В 1858 г. уволен заштат после 57 летней службы. До 1873 года он постоянно ходил во храм, в котором служил более полувека и по усердию исполнял обязанности причетника. В настоящее время он живет на содержании у сына, священника.