WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

20:55

 

Николаевский храм
Образец римской школы архитектуры

Денис Махель, Анастасия Махель
2014-202
4


Николаевский храм, северная сторона. Вид с улицы Рязанской.
Фото-открытка. ок.1913

Зачем нужна такая большая церковь?

   Город Венёв за его пределами известен своей огромной колокольней. Имеется ввиду сохранившаяся до наших дней 80-ти метровая колокольня бывшей Николаевской церкви. В 1895 году церковь считалась крупнейшим в Тульской епархии: "По грандиозности своей архитектуры, Николаевская церковь занимает самое видное место между церквей во всей епархии."1 Это был главный городской храм.

  Дело по устройству нового грандиозного храма началось в 1800 году. Главными двигателями этой идеи стали венёвские купцы Бородины: Яков Максимович Бородин (1763-1834) был старостой старого Николаевского храма, а Пётр Андреевич Бородин (1741-1825) занимал должность венёвского градского головы. Они подали прошения в Тульскую духовную консисторию и губернатору на строительство новой церкви. Можно только догадываться о причинах появления этого замысла. Аргумент указанный в прошении, что старый храм пришел в ветхость, был опровергнут сразу же после освидетельствования его состояния3. Старый храм стоит на Красной площади до сих пор. Построить огромный христианский храм для благотворителя - это в первую очередь "спасение души", желание получить "жизнь вечную".

"Вообще дом купцов Бородиных заслуживает особой памяти
 в деле устроения храма, и потомство с благословением вспоминает о них."
2

   Вероятно, был ещё один смысл - политический. В Германии, Фландрии и на севере Франции строили высокую колокольню в центре города с целью показать независимость от власти императора Священной Римской империи, это был символ самоуправления. Что сказывалось позитивно на торговле и благосостоянии города. Вероятно, такой же смысл был и у Бородиных, эта семья столетиями возглавляла старинных городских купцов. Фамилию Бородиных часто можно встретить среди бургомистров магистрата, в городской думе и на посту Городского Головы.

Кто архитектор?

   Подавая прошение Бородины уже имели план и фасад предполагаемого храма, выполненные по правилам "искусства архитектуры". Автор проекта не известен. Обследовал месторасположение будущего храма на Красной площади губернский архитектор Никифор Семенович Сокольников (р.1759). Но приписывать ему авторство проекта оснований нет. Существует гипотеза, что архитектором мог быть известный русский зодчий Василий Иванович Баженов (ок.1738-1799), либо круг его учеников. Во-первых, стиль храма строго соответствует римской школе архитектуры XVIII века, в 1760-1765 годах Баженов обучался в Париже и Риме. Во-вторых, Василий Иванович скончался в августе 1799 года в С.-Петербурге и согласна завещанию зимой 1799-1800 был похоронен в своем имении в селе Глазово Каширского уезда. Там же находился и утраченный архив Баженова. А уже летом 1800 года у купцов Бородиных появляется безымянный фасад величественного храма "столичной" архитектуры, не исключено, что рисунок был из усадьбы зодчего. Сегодня остатки села Глазово находятся в Венёвском районе.


Фотография Николаевского храма с южной стороны, нач. XX

   Противники версии Баженова приводят довод, что архитектура венёвской Николаевской церкви слишком проста для зодчего. Василий Иванович прославился сложными проектами, несущими свой оригинальный стиль. Многие элементы его строений были изобретены именно Баженовым. Например, он развил "кирпичный стиль" нарышкинского барокко конца XVII века до русской псевдоготики 2-ой половины XVIII века. В Венёве же храм получился величественным, но без новаций: поздний классицизм, с мощными основаниями колонн в римском стиле. Ещё один шаг и появится наполеоновский ампир.

"Не даром даже столичные посетители храма, восторгаясь его величием, всегда выносили и выносят отсюда умиленное впечатление, причем с грустию выражали свое сожаление о том, что церковь находится не в Столице."2


План Красной площади, 18245
В центре Николаевский храм

  Место на Красной площади выбранное Бородиными для храма по плану города 1779 года предназначалось под строительство здания городового магистрата4. Ратуши и магистраты в центре городов возводили на юге Европы, например в Италии. По северной традиции в центре вольного города должна была быть грандиозная колокольня. Губернатор разрешил выстроить новый храм с обязательством подыскать удобное место для магистрата. Что и было выполнено в 1805 году приобретением каменных палат на Красной площади у помещиков Солнцевых6. Чтобы освободить место на Красной площади староста Яков Бородин приобрел пять строений на слом, в том числе два каменных, мешавших строительству храма2.

"Предание есть, что такое громадное здание основано на каменной плите, оказавшейся при рытии бута."2

  Существуют несколько легенд о строительстве Николаевского храма не подтвержденных документально. Во-первых, что строительство здания в 1812 году было прекращено, так как деньги, предназначенные на постройку храма, были потрачены на вооружение веневского ополчения. Во-вторых, краевед Михаил Георгиевич Бороздинский писал о проекте пятиярусной колокольни: "После победы России над Францией было решено сделать в честь этого события Никольскую колокольню пятиярусной, самой высокой в губернии."12 В-третьих, в личном архиве историка Петра Ивановича Сахарова есть описание города Венева 1836 года с упоминанием неизвестной старой церкви на месте нового Николаевского храма: "В числе церквей города была одна ветхая, которая прежде принадлежала Никольскому, или Веневу монастырю, давно упраздненному, и на место которой строится уже 30 лет великолепный храм, во имя Чудотворца Николая, из белаго Веневскаго камня с примесью части кирпича."11


Почтовая карточка с Николаевской церковью, 1909

Причем тут апостол Матфей?

   Не позднее 1811 года к строительству подключился крупный благотворитель Матвей Филатович Ярцев (ок.1760-1827). Он родился в венёвской Коломенской слободе, был прихожанином старого Николаевского храма. В 1778 году записался в московское купечество. В 1810-1820-х годах проживал в Москве в собственном доме в приходе церкви Николая Чудотворца ("Николы Мокрого")7. В этот период он был владельцем чугоноплавильных и медеплавильных заводов на Урале. В годы Наполеоновских войн занимался поставкой пушечных ядер для русской армии. Его сын Иван Матвеевич Ярцев (1785-1846) окончил Московский университет, в 1831-1834 годах избирался на должность московского городского головы, в 1841 - получил дворянство. Венёвцы желая увековечить память о Матвее Ярцеве освятили левый придел нового храма в честь Святого апостола и евангелиста Матфея, хотя по первоначальному замыслу это место планировалось отвести под придел во имя Феодосия Тотемскаго Чудотворца2.

"Незабвенную, в сем случае, услугу оказал бывший прихожанин оной церкви Коломенской слободы крестьянин Матфей Филатов Ярцев, сделавшийся впоследствии, в Москве именитым купцом и капиталистом. При весьма значительном личном его пожертвовании, а также при его живом участии и усердном содействии, из Столицы постоянно лились крупными суммами пожертвования."2

   В 1810 году Ярцев приобрел Шайтанский чугуноплавильный завод на реке Шайтанке, левом притоке реки Чусовая. Сегодня бывший поселок Шайтанка - это город Первоуральск Свердловской области. А в 1821 году на реке Чусовая обнаружили золотой песок. В 1823 году Матвеевич Филатович Ярцев с сыном Иваном организовали девять золотых приисков. В 1821 году они заложили каменную Петропавловскую церковь в Шайтанке. В 1828 году в новой церкви один из приделов освятили в честь Святого апостола и евангелиста Матфея. Церковь была разрушена в советское время.

Это был террористический акт?

   В Венёве придел апостола Матфея появился ещё раньше. 27 и 28 января 1817 года были освящены два придела Николаевского храма в честь Пророка Ильи и апостола Матфея. До освящения главного алтаря оставалось немного. Стройка продолжалась, и к 1834 году трех ярусная колокольня с деревянным шпилем уже была готова. Был отлит главный колокол весом 308 пудов 24 фунта (5т) с  надписью: "Усердием и старанием Михаила Бородина, Григория Евдокимова и Ивана Костолындина веневских купцов". Но вскоре реализация грандиозного проекта была отброшена на несколько лет назад. 31 августа 1834 года случалось самое страшное стихийное бедствие в истории Венёва - ужасный пожар уничтоживший почти весь город. Жители в панике бежали из города со словами, что горит земля.

"Оторванныя порывистым ветром со шпиля тесины вместе с огнем уносились в подгородния слободы, от каковой огненной лавы сгорела, так называемая, Стрелецкая слобода."2

   Следственная комиссия пришла к выводу, что Венёв сгорел от умышленного поджога, совершенного беглым солдатом по заданию польских мятежников. Незадолго до этого в Польше было подавлено одно из крупнейших антироссийских восстаний. Все указывало на террористический акт. Письмо губернатора Зурова о венёвском бедствии настолько тронуло сердце императора Николая I, что он распорядился из личных средств выдать ссуду для восстановления венёвцами своих жилищ 100 тыс. руб. ассигнациями. Город начал стремительно восстанавливаться. 19 августа 1843 года был освящен главный алтарь Святителя Николая Чудотворца. Оставалась не завершенной только колокольня.

"Около 25 лет колокольня стояла без шпица и креста, изображая собою как бы вавилонскую башню."2


Вид улицы Московской, нач. XX
Источник снимка не известен

Зачем надстроили четвертый ярус?

   Существует версия, что до середины XIX века строить колокольни больше трех ярусов было запрещено. После снятия запрета, многие города начали надстраивать свои доминанты. Строительство веневской колокольни успешно завершилось только в 1860 году, почти через 60 лет после начала работ. Для этого венёвский купец Максим Петрович Гладышев (1789-ок.1865) употребил весь свой капитал. Он надстроил четвертый ярус колокольни, который первоначально не планировался, и устроил новый шпиль на металлическом каркасе обитом жестью белого цвета. На завершенной колокольне разместили шесть колоколов общим весом 530 пудов (8,7т). По воспоминаниям старожилов, для подъёма материалов наверх строящейся колокольни был сооружен настил (пандус) для повозок запряженных лошадьми. Настил шел по улице Московской (ул. Л.Толстого) и начинался на Торговой площади (пл. Ильича).


Волюта

     По правилам архитектуры, капители колон на каждом ярусе должны были различаться ордером (ионический, дорический коринфский). До самых ранних снимков колокольни сохранились только коринфские капители четвертого яруса. Видимо, отделка колонн нижних трех ярусов так и не была завершена. Часть капители ионического ордера (волюта), диаметром около 80 см, была найдена на земле возле колокольни в 1980-х годах и долгое время находилась у здания краеведческого музея, пока в июле 2020 года не была утрачена. Экскаваторщик, работавший на благоустройстве Красной площади увез волюту в неизвестном направлении.

Что было внутри церкви?


Иконостас Никольской церкви,
бумага, акварель, фломастер, Николай Лунев, 1982

    "Внутри стены, как в настоящей, так и в приделах, а также и в алтарях по карниз, отполированы под мрамор, своды же украшены живописью."2

    Храм имел большое количество окон. Особенно подчеркивалось, что некоторые окна называют "итальянскими", т.к. они имели завершение в форме полукруга.

"Вся церковь как бы залита светом и принимает всегда вид праздничный, не оставляя буквально не одного свящ. изображения в тени."
Арсений Каменский "Николаевский храм г.Венёва"
2

   Вокруг храма была возведена величественная ограда из белого камня. От стен она отступала на 12 аршин (8,5м), в высоту ограда, включая круглые столбы для решеток, была 6 аршин (4м). Ограда упиралась в две часовни, по одной с южной и северной стороны. Каждая из часовен была украшена двенадцатью колоннами из белого камня. В одной часовне находились караульщики (сторожа) храма, в другой свечная лавка. Верхний этаж первого яруса был отведен под придел Феодосия Тотемскаго Чудотворца, как и планировалось изначально. Как установили реставраторы, перекрытия на четвертом ярусе никогда не было. Старожилы города вспоминали, что под купол можно было подняться по винтовой лестнице начинавшейся из звонницы третьего яруса.

     До революции 1917 года к Николаевскому храму были приписаны несколько бесприходных церквей: Покровская, Богоявленская, Казанская, а также часовня Александра Невского на Хлебной площади. Штат Николаевского храма составлял: два священника, диакон и два псаломщика1. "До революции славился хор Николаевской церкви, который содержал ее староста купец Николай Васильевич Киреев. Сюда можно было попасть только по отбору, труд певцов оплачивался из кармана купца."9


Объявление в газете "Венёвский революционный вестник" №127, 13.08.1918

   В фондах Венёвского краеведческого музея хранится картина с изображение Николаевского храма, выполненная Даниловым в 1978 году. Об авторе ничего не известно. С художественной точки зрения работа примитивна, и явно выполнена по фотографиям и воспоминаниям начала XX века. Однако, эта картина чуть ли не единственный источник, где подробно изображена утраченная паперть храма. Паперть значительно выступала в сторону улицы Л.Толстого и в плане была полукруглой. Данилов даже нарисовал четыре каменных колонны украшавшие паперть.


Данилов, 1978
Из коллекции Венёвского краеведческого музея

Церковь взорвали немцы?

   Старожилы Венёва, заставшие храм до разрушения, вспоминали: внутри стены церкви были отшлифованы под мрамор, купол был оштукатурен и  выкрашен в голубой цвет, он удачно сочеталась с позолоченными элементами интерьера и большими световыми проемами, что оставляло неизгладимые впечатления у прихожан, к куполу на цепи крепилась огромная узорная люстра. Причем, люстру увезла в столицу некая комиссия, сразу после закрытия церкви.

Фотографии
Николаевской церкви из фондов Музея архитектуры имени А.В. Щусева


Общий вид с запада, 1932
Подпись в госкаталоге "Щуко В.А."

Общий вид с севера, 1932

   Во время кампании по изъятию церковных ценностей 1922 года (14 апреля - 8 мая) из Николаевского храма всего было изъято 2 пуда 12 фунтов (37 кг) серебра. Священник Крутицкий пытался воспрепятствовать изъятию, на собрании священников г.Венёва он заявлял, что "церковные ценности голодающим не дадут и поэтому голодающие все равно помрут". Проверка выявила, что Крутицкий укрыл около пуда серебра в Николаевской церкви. Прежде он уже подвергался аресту за агитацию против советской власти10.


Николаевский храм, август 1934

   Церковь была закрыта по постановлению Мособлисполкома № 57 от 1 марта 1930 года, в это время Венёвский район входил в Московскую область. Постепенно началась разборка храма. Его фрагменты можно отыскать в разных частях города. Три колонны были установлены у парадного подъезда Райисполкома. Кафедру использовали, предположительно, в качестве трибуны у бюста Ленина на Красной площади. Белокаменные шары с ограды ради забавы скатили в реку. В дни сражения за Венёв в ноябре 1941 во время бомбежек жители окрестных домов укрывали в Николаевской церкви17. До реставрации на колоннах колокольни было множество следов от пуль и снарядов.

    18 января 1950 года венёвским городским советом было принято решение «О ликвидации на строительный материал полуразрушенных стен бывшей Николаевской церкви»15. Колокольне повезло, её приспособили под водонапорную башню, действующую в 1950-60-х годах.


Николаевский храм, снимок периода оккупации, 1941


Николаевский храм, снимок периода оккупации, 1941

   По рассказам жителей, в послевоенное время на верхнем ярусе колокольни был установлен радиомаяк для навигации самолетов. По другой версии жителей радиомаяк находился на улице Свободной в стороне от колокольни. Позднее радиомаяк переместили к железнодорожному вокзалу. По народной легенде, использование колокольни в качестве ориентира для лётчиков уберегло её от разрушения.

   В 1960-х дети использовали остатки фундамента церкви в качестве зимней горки: скатывались в сторону улицы Свободной на лыжах, санках, а и иногда просто на портфеле. До 1977 рядом в здании бывшего Городского училища действовала восьмилетняя школа.

От замысла до воплощения 50 лет

    В 1966 было создано районное Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое возглавил Михаил Георгиевич Бороздинский. Сразу же Общество поставило вопрос реставрации колокольни. Но до реализации задуманного прошло 50 лет. Первые обмерные чертежи были составлены в 1971 году. В 1978 Бороздинский писал:

    "В настоящее время колокольня бывшей Николаевской церкви находится, как выдающийся памятник, под охраной государства. Но оставшиеся после разборки настоящей церкви завалы битого камня и кирпича портят вид Красной площади Венева. А ведь при желании и существующей сейчас технике очистить от всего этого сохранившиеся фундаменты, а в некоторых местах и уникальные плиточные полы, было бы очень хорошим и полезным делом."16

   17 декабря 1972 года Венёв посетил известный художник Борис Смирнов-Русецкий, вскоре он написал картину "Венёв в снежной мгле", а в письме отправленном Наталии Дмитриевне Спириной упомянул колокольню: "Как грустно в Венёве среди зимнего мрака, из которого загадочным силуэтом выступает одинокая колокольня... Какой впечатляющий, глубокий символ!"13

   В 1980 году Управление культуры Тульского облисполкома утвердило план реставрационных работ колокольни. Предполагалось в 1981-1983 годах разработать полный комплект проектно-сметной документации включая рабочие чертежи. После чего приступить к реставрационным работам, по окончанию которых предоставить отчёт в областное Управление культуры. Был реализован только научно-исследовательский этап работ, сохранившаяся документация была передана в Центр охраны памятников Тульской области. Первые фразы из исторической справки 1981 года внушали оптимизм:

 "Необходимость сохранения этой вертикальной доминанты древнего Венева заставляет начинать реставрацию именно с этого памятника."14


Николаевская колокольня, 02.07.2019

  В 1990 году был разработан комплексный проект реконструкции исторического центра города с реставрацией колокольни. Но и этот проект остался только на бумаге. В 1995 году Николаевская колокольня получила статус объекта культурного наследия федерального значения по указу президента РФ Б.Н. Ельцина8.

   В 2008 был создан Фонд "Фонд возрождения колокольни собора Святителя Николая". Учредителями стали сотрудники администрации района, священники, предприниматели. Целью Фонда была реставрация колокольни. На средства предпринимателя Сергея Ивановича Чиркина в 2008 был установлен поклонный крест из черного гранита на месте алтаря разрушенного храма "В знак покаяния веневцев за грех богоборчества", в 2010 - памятная доска с образом святых Кирилла и Мефодия на здании бывшего Духовного училища. Приблизительные сметы реставрации дали понять, что на пожертвования колокольню отреставрировать не удастся. В 2010 директором Фонда был избран Денис Александрович Махель. Фонд сосредоточился на просветительской деятельности, были направлены обращения в органы исполнительной власти регионального и федерального уровня. Идея восстановления колокольни стала продвигаться в средствах массовой информации. Заявку на федеральное финансирование поддержал губернатор Тульской области Владимир Сергеевич Груздев.  В 2014 году Министерство Культуры РФ включило Николаевскую колокольню в программу реставрации, проект разработал ФГУП «Институт Спецпроектреставрация». Первые вагончики с реставраторами приехали в 2016. В 2021 Фонд был ликвидирован "в связи с достижением уставных целей".

Реставрация

   В 2016 годах подрядчики приступили к работам. Основной объём реставрационных работ был произведен с июля 2019 по декабрь 2021 компанией АРПТ. Благоустроена также территория разрушенного храма, установлена деревянная часовня. Реставрационные работы столкнулись с рядом сложностей, преодолеть которые, по словам реставраторов, получилось только благодаря губернатору Тульской области Алексею Геннадьевичу Дюмину.


Панорама церквей города Венёва с трассы "Золотое кольцо", 19.09.2021


Николаевская колокольня, вид с Зарайского моста, 11.12.2021


Николаевская колокольня, вид с ул.Л. Толстого, 23.05.2022

Открытие колокольни

   Открытие колокольни состоялось 21 мая 2022 года. Хотя у колокольни на фасаде четыре яруса, внутри она шестиэтажная. Причем четвертый ярус декоративный, у него нет перекрытия, это надстройка третьего яруса. В третьем ярусе, на шестом этаже, размещено десять колоколов общей массой около девяти тонн. Колокола приводятся в действие "электрозвонарем", компьютером с электромеханическим приводом. На втором застекленном ярусе, четвертом этаже, находится смотровая площадка. Доступ на неё ограничен, билет можно приобрести в павильоне ТИЦа на Красной площади. Пятый и третий этажи окон не имеют, они являются проходными. На третьем этаже, между первым и вторым ярусами, размещается основная экспозиция музея Николаевской колокольни. Верхний (второй) этаж первого яруса занимает конференц-зал вместимостью полсотни человек. Зал имеет выдающуюся акустику и поэтому в рамках празднования открытия колокольни 22 мая 2022 года в зале был устроен музыкальный концерт. Роман Глухов (барочная скрипка) и Николай Мартынов (клавесин) исполнили произведения эпохи барокко XVII-XVIII веков. На нижнем (первом) этаже первого яруса для верующих стал доступен молельный зал.

 
Репортаж телеканала "Вести Тула" о празднике открытия колокольни, эфир 23.05.22

Церковные старосты

1800-1834, Яков Максимович Бородин
1834-1846, Михаил Максимович Бородин

1849-1855, Егор Иванович Галкин
1855-ок.1865, Максим Петрович Гладушев
ок.1865-1868, Василий Петрович Гладушев
1868-1906, Николай Васильевич Киреев

1906-1915, Сергей Николаевич Киреев
1915-после 1916, Василий Николаевич Киреев

Священники


Попов В.И., ок.1906

1796-1835, Феодор Петрович Полюбин, протоиерей, (1768-1835)
1814-1846, Андрей Филиппович Протопов, протоиерей (1791-1846)
1843-1848, Ал. Иванович Божанов, протоиерей
1835-1857, Николай Федорович Полюбин (1807-1857)
1848-1893,
Филипп Андреевич Протопопов (ок.1828-1893)
1858-1898, Арсений Иванович Каменский (ок.1832-1898)
ок.1901-ок.1907,
Николай Павлович Аболенский
1906-1914,
Павел Александрович Ивановский (р.1883)
1914-после 1922,
Михаил Иванович Крутицкий10
1898-после 1916,
Владимир Иванович Попов (р.1872)
1922, Остроумов
10

Источники:
1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895 - сс. 220-221
2. Николаевская церковь в г.Веневе // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1878, №№22, 23, 24
3. ГАТО ф.3 оп.1 д.257 "Дело по прошению Якова Максимовича Бородина в Тульскую духовную консисторию о строительстве новой Николаевской церкви в г.Венёве, 1800-1801"
4. РГИА Ф.1399 оп.1 д.803 л.6 "План Тульского наместничества городу Венёву 1779 года"
5. ГАТО Ф.90 оп.1 т.47 д.40182 л.16об. "План Тульской губернии города Венёва, 05.02.1824"
6. Журнал заседаний веневского городового магистрата за 1804 год, ГАТО ф.838 оп.1, д.12
7. Материалы по истории Московского купечества т.7, М.:Типография М.Г. Молчанинова, 1888
8. Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Указ Президента Российской Федерации №176 от 20 февраля 1995 года

9. Ильин В.Ю. Краткая справка о городе Венёве
10. Алифанов, Как проходит работа по изъятию церковных ценностей в нашем уезде // Газета "Пламя" - Венёв, №20 (605), 14.05.1922, с.1
11. ГАТО ф.147 оп.1 д.3 л.60 "Географическое описание природы и хозяйства Каширского, Алексинского и Венёвского уездов, и их уездных городов. Из личного архива Сахарова П.И."
12. Бороздинский М.Г., Уклеин В.Н., Венев: Путеводитель - Тула: Приокское книжное издательство, 1974. - 24с.
13. Из писем Б.А. Смирнова-Русецкого к Н.Д. Спириной // Журнал «Дельфис», 2005, №4. с.44
14. Историческая справка. Колокольня Никольской церкви г.Венев Тульской обл., 1981
15. Протокол заседания Исполнительного Комитета Веневского Горсовета д/т от 18 января 1950 года
16. Бороздинский М.Г. Архитектурное диво // газета "Красное знамя" (Венёв), 24.08.197, №101 (6327), с.3
17. Без Николы нет Венева // Газета "Красное знамя. Веневский район", №33 (10869), 19.08.2021, с.5