|
Почтовая станция
Автор Денис Махель
2013-2019
Фаетон из базы отдыха "Барсучка" на
улицах Венёва. 4 марта 2012
Транспортая система империи
Старинная "Почтовая станция" по смыслу ближе к
сегодняшней автостанции и автозаправке в одном лице, нежели к почте. Здесь проезжающие меняли
почтовых лошадей с ямщиками и экипажами, которых они взяли на предыдущей
станции, производили техобслуживание, например, смазывали колеса. Имелся
запас фуража. На станции обязательно была комната отдыха и различные
дорожные принадлежности. Содержались почтовые станции за счет
государства, частные путешественники платили только "прогонные деньги".
Рядом, как правило, размещался трактир и гостиница. С помощью этой
транспортной системы доставлялась и сама почта. Наиболее четко система
была отстроена во времена императора Николая I.
"Почтовый дорожник" 1824 года,
титульный лист и стр.322
Полная версия книги ...
Отправляясь в дорогу путешественник
планировал свой маршрут с помощью специальной книги "Почтового
дорожника", где были указаны все почтовые дороги и станции с количеством
лошадей. Кстати, расстояние между городами считалось от станции до
станции, поэтому почтовые станции старались далеко с прежнего места не
переносить. В 1824 году согласно "Почтового дорожника" прогонные деньги во
внутренних губерниях, включая Тульскую, составляли 5 копеек за
лошадь/версту. Бесплатно пользовались почтовыми станциями люди имеющие
"подорожную" за подписью губернатора, это были, как правило, чиновники.
"Подорожная" на проезд от Тулы до Ефремова, 1848
ГАТО Ф.90, оп.1 т.27, д.21535, л.121
Я уверен, что вы удивлены таким сервисом в
"темные времена царизма". Однако, свободно передвигались по стране лишь
дворяне и купцы 1-ой гильдии, остальные же покупали временный паспорт на
отлучку из места постоянного проживания, и только с разрешения
начальства. Поэтому число пользователей почтовыми станциями относительно
всего населения страны было не велико.
Устройство почтовой станции
Чайник-самовар, дорожный.
Медь, 1-я пол. XIX века.
Частная коллекция г.Венёв |
Когда точно появилась в Венёве почтовая станция
пока не известно. Впервые она упоминается в городском бюджете за
1813-1815 годы*. Тогда еще почтовая
повинность лежала на городах, которые оплачивали содержание лошадей на
станциях. Так в Венёве в тот период находилось десять троек,
предоставлял которые по контракту помещик села
Свиридова Алексей Ионович Темешев. Вскоре повинность была отменена и
управление станциями перешло к губернскому начальству.
При заключении контракта на содержание
почтовой станции с частным лицом составлялись кондиции, в которых
перечислялось, что необходимо
иметь на каждой станции кроме лошадей и ямщиков. В разных губерниях список был свой, в 1848 году
в Тульской губернии он был примерно таким:
- внутри станции комната отдыха с настенными часами, зеркалами, шестью
креслами и круглым столом, отдельная комната для писаря, ведущего учет.
- отдельное помещение для ямщиков, обычно русская изба;
- снаружи станции: столб с названием и фонарем, несколько
четырехугольных столбов;
- инвентарь: форменная одежда для ямщиков, летние и зимние шляпы, кожи для покрытия чемоданов, кушаки, рукавицы, ручные фонари,
вожжи, сбруя, седла;
- повозки: сани и телеги с кибитками, ...
ул. Л.Толстого, д.3. Снимок 2005 года
Во 2-ой четверти XIX века здесь одна из
комнат была отведена под почтовую станцию
В 1840-х годах венёвская почтовая станция
находилась в доме купца Завьялова Якова Ивановича (ныне
ул. Л.Толстого, д.3). Здесь у него так
же был трактир и гостиница.
Описание венёвской
почтовой станции
за 1848 год
Помещается в доме купца Завьялова
по найму от ямщиков принявшего на себя исправление почтовой гоньбы, в
коем находится одна комната с прихожею для проезжающих и перегородкою
для писаря. Ямщики помещаются в русской избе.
При осмотре все найдено согласно
кондиций. Лошади выставлены по найму от почт-содержателя г.Янькова
казенным крестьянином Матвеем Моршиным с платою ему на каждую пару с
наймом дома и писаря по 210 руб.сер.
Подробнее ...
|
Пломба почтовой станции
села Толстые Венёвского
уезда,
с надписью: "Толстовск.
почт.ст. Тульск.губ.", свинец |
По всей видимости, содержание почтовых станций при
правильной постановке дела было выгодным предприятием. Большинство из
них в Тульской губернии содержали влиятельные люди, крупные помещики.
Так, в 1847 году венёвский помещик Николай Александрович Яньков помимо
венёвской станции, начал содержать еще три больших станции в Ефремовском
уезде. Этому явно поспособствовал венёвский городничий
Гейдеке, который в 1847 году
временно исполнял обязанности ефремовского городничего. Яньков содержал
венёвскую станцию до 1869 года.
Фрагмент Генеральной карты Тульской губернии с
показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояния между
оными верст, 1822
Почтовыми станциями во время путешествий
пользовались и Высочайшие особы. Так в 1837 году из Зарайска на Тулу
через Венёв по губернской почтовой дороге проследовал
цесаревич
Александр Николаевич, будущий император Александр II.
На всех станциях Российской Империи, в том числе и венёвской,
имелась специальная сменная упряжь для таких
кортежей - "постромки". По Венёвскому уезду
наследник проследовал без эксцессов, а вот в Богородицком уезде
случилось неприятное происшествие.
Путевые записки
Соколова
1837 год
...
пьяный дедиловский ямщик Казинцов с двумя пьяными же какими-то
пассажирами взявшись от кабака Черной грязи во весь опор на
тройке стараясь опередить ЕГО ВЫСОЧЕСТВО, и не смотря на то, что
сам изволил останавливать их рукою, ямщик продолжал свою
дерзость, до коле догнал его фельдъегерь и остановил лошадей,
приняв их к канаве."
Подробнее ...
|
Вообще, тогдашние ямщики, как
и сегодняшние таксисты были довольно своенравны. Так, в 1845 году,
в ответ на претензии начальника
веневской инвалидной команды подпоручика Мастренка, ямщики заперли его
во дворе почтовой станции (ГАТО ф.90, оп.1 т.25 д.19077).
Венёвская почтовая станция в литературе
Хотя через веневскую станцию и шел большой поток
пассажиров, на сегодня известно всего несколько литературных упоминаний о
ней. Английский путешественник Роберт Бремнер в 1839 году проследовал в
Тулу из Зарайска через Венёв и упомянул станцию в своей книге.
Экскурсии по России
Роберт Бремнер, 1839 год
Мы выехали из Зарайска чудесным
вечером. Не успели далеко отъехать, как начался дождь, снова
преобразовавший наши узкие дороги в такую лужу, что имея всего четыре
лошади мы засомневались в правильности выбранного маршрута. Приходилось
совершать остановки, но хуже было то, что спать пришлось на холоде под
дождем, готовясь к худшим испытаниям. Однако, наши клячи справились.
Прежде, чем наступило утро, мы проделали путешествие в сорок миль и
добрались до Венева, уездного города Тульской губернии.
Этот город расположен на одной из возвышенностей в центре России.
Въезжать в город пришлось по крутому подъему, что типично в целом по
стране. В нем до четырех тысяч жителей, одна или две церкви, очень
заметные на холме, деревянная тюрьма, улицы полные грязи, и убогая
почтовая станция. Все окружено болотом, и такой непроходимой грязью,
что ходить по ней невозможно, ноги засасывает трясина ...
Подробнее ...
|
Роберт Бремнер не лестно описывает сам город
Венёв, однако он его и не видел. Действительно очень грязная и местами
заболоченная Конная площадь находилась за Московской заставой, рядом со
станцией и была вне границ города.
Переписка Софьи
Андреевны
и Льва Николаевича Толстых, 1871 год
6 июля 1871 г.
[Ясная Поляна]
...
На другое утро рано уехала Таня со всеми детьми тоже в Рязань, на Венёв,
в шарабане. Так как у ней вида нет и ей подорожной не выдали бы, то она
взяла мой диплом и по нем ей и выдали подорожную. Но теперь она поехала
под моим именем, и я немного робею. ...
|
Шарабан для выездов на охоту короля Португалии, кон. XIX
Музей карет в Лиссабоне, 2017
Конец эпохи
В конце XIX
века веневская почтовая станция переехала. В 1880-х она
находилась на улице Выезжей (ул. К.Маркса
д.11). На рубеже XIX-XX
веков между Тулой и
Венёвом стали курсировать дилижансы, большой экипаж, место в котором
можно было приобрести, как в современном маршрутном такси. В 1900 году проезд в таком экипаже с двумя
лошадями из Венёва до станции "Анишинская"
стоил 1 руб. 46 коп., до Тулы еще 1 руб. 82 коп. Место в более быстром
экипаже запряженном тремя лошадями стоило до Анишино 2 руб. 19 коп, а до
Тулы еще 2 руб. 73 коп.
Почтовая карета Лиссабон-Порту, кон.
XIX
Музей карет в Лиссабоне, 2017
Входная дверь расположена в корме
Сеть почтовых станций покрывала всю
Российскую Империю и была важной частью повседневной жизни.
К сожалению, подлинных предметов этой отрасли в нашей стране почти не
сохранилось.
*Примечание: Уже после написания статьи
обнаружилось упоминание венёвской почтовой станции за
1804 год.
Использованные источники:
1) Дело о сдаче на содержание почтовых станций Тульской губернии, 1847
2)
Дело по предписанию Начальника Тульской
губернии о приведении почтовых станций, взятых на содержание разными
лицами, в надлежащий порядок; списки почтовых станций, 1848
3) Смета доходов и расходов Венёвской градской думы
за 1813-1815 годы
4)
Путевые записки чиновника особых
поручений Соколова
5)
Журнал Генеральной сверки торговых и промышленных заведений за 1868 год
6) Журнал Генеральной поверки торговых и промышленных заведений в 1870 году
7) Памятная книга Тульской губернии на 1882. Веневский
уезд
8) Дело об открытии веневским купцом
3-ей гильдии Яковом Ивановым сыном Завьяловым временного ресторана около
Конной площади в г.Веневе, 1846
9) Дело о передачи почтовых станций в частные руки и
устройстве вольных почт в Тульской губернии, 1859
|