WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2022

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

07:17

Путеводитель по достопримечательностям города

Главная > Путеводитель > Вокзал

 

 

Венёвский железнодорожный вокзал


Венёвский вокзал, 21 сентября 2014

Знаете, почему Венёв не повторил судьбу соседних уездных городов,
таких как Епифань или Крапивна? Не превратился в захолустный советский поселок.
Потому что в Венёве есть своя железная дорога.

Паровая ветвь

   В 1868 году было окончено строительство Московско-Курской железной дороги. Так как Венёв оказался в 50 верстах от ближайшей станции, город стал терять статус главного регионального оптового рынка зерна. Венёвские купцы и помещики начали искать возможность завлечь к себе какую-нибудь железную дорогу. В декабре 1871 года гласные Венёвского земского собрания начали ходатайствовать Московско-Курской железной дороге о строительстве линии от Зарайска на Елец через Венёвский уезд. Но этот проект не был реализован.

   В 1888 году земское собрание вновь подняло вопрос «о соединении города Венёва паровой ветвью». В 1890 году правление Московско-Курской железной дороги признало этот проект экономически не целесообразным. Но венёвцы не опускали рук. В конце 1891 года правление Сызрано-Вяземской дороги намеревается соединить Венёв напрямую с Тулой. Однако, уже летом 1892 года стало ясно, что и этот проект не будет осуществлен. В феврале 1896 года тульское губернское земское собрание рассматривало совместные ходатайства Венёвского и Каширского земств о скорейшем проведении линии Павелец - Москва с направлением её через Венёв или близь него с питательной ветвью.


Постройка ж/д моста близ села Хрусловка, 1898
Фотограф Н.П. Лавров, цвета восстановленные

   В конце 1896 года было принято окончательное решение Рязанско-Уральской железной дорогой (РУЖД) о строительстве Московско-Павелецкой линии через Каширу, Ожерелье, Серебряные Пруды и Михайлов и соединении Венева питательной ветвью от ст. Ожерелье. Первые строительные работы начались в 1897 году, 26-летние хлопоты венёвцев о проведении парового пути наконец-то увенчались успехом11. В 1901 году строительство было окончено, началось регулярное движение поездов.


Отправление поезда со станции Венёв
Фотограф Н.Т. Розанов, ок.1914, из фондов Венёвского краеведческого музея


Проект водонапорной башни, 1898

   Как удалось добиться согласия на это строительство со стороны правления РУЖД до конца не известно. РУЖД была частной акционерной компанией. Один из крупнейших её акционеров, семья фон Мекк, ещё в 1880-х годах получила в дар от предводителя венёвского уездного дворянства Евгения Александровича Черкасского землю недалеко от города, в живописном месте на берегу реки Осётр в селе Хрусловке. В 1888 году Надежда Филаретовна фон Мекк возвела здесь свой дворец в псевдоготическом стиле, напоминающий замок.

   РУЖД уделяла большое внимание внешнему виду своих сооружений. Здание венёвского вокзала было выстроено в  модном в то время стиле эклектики, с элементами классического и готического стиля. А здание водонапорной башни было выполнена в стиле испанской готики с примесью мавританской архитектуры, по проекту инженера-технолога Н. Виноградова. Венёв был конечной станцией, южнее вокзала располагался круг для разворота паровозов и локомотивное депо. Для работы железной дороги была необходима вода, для её подачи на берегу реки Венёвки, в 2 км от вокзала, была построена водокачка (водозабор). Насос водокачки приводился в действие локомобилем.


Локомотивное депо, 26.12.2004

    При станции в 1902 году был устроен нефтяной склад. Первоначально им владела семья евреев Шер, которая смогла его выгодно продать в 1909 году торгово-промышленному обществу "Мазут", принадлежавшему семье банкиров Ротшильдов. В свою очередь общество "Мазут" в 1911 году вошло в состав компании Royal Dutch Shell. Сегодня на месте бывшего нефтяного склада находится автозаправка, но пока не под брендом "Шелл".

   Открытие движения в 1901 году было омрачено катастрофой пассажирского поезда в 9 верстах от Венёва. Репортаж с место крушения был опубликован в газете "Московский листок": "5 марта в 9 ч. вечера пассажирский поезд №18 Рязанско-Уральской железной дороги между ст. “Венев” и “Настасьино” Каширско-Веневской ветви, в 9 верстах от Венева, потерпел крушение на 51-й версте названной ветки. На полном ходу поезда сошел с рельсов и свалился под откос дороги с трехсаженной высоты паровоз, увлекший за собой все следовавшие с ним вагоны, за исключением одного вагона 3 класса, оторвавшегося от состава поезда и оставшегося на полотне дороги. Всего упало, кроме паровоза, 6 вагонов, большая часть которых значительно пострадала. Из находившегося в поезде служебного персонала тяжело ранены почтальон и помощник машиниста, а из пассажиров получили тяжкие увечья 6 человек, из которых некоторые уже умерли. Более или менее значительные повреждения получили все пассажиры, бывшие в упавших под откос дороги вагонах. На помощи пострадавшим был затребован из Венева вспомогательный поезд, с коим были отправлены в Венев все получившие повреждения пассажиры, которым и была оказана медицинская помощь. На место крушения ожидается железнодорожное начальство и административные власти, коими будет установлена причина катастрофы."1

   После ремонтных работ движение было возобновлено. Тульские губернский ведомости от 17 ноября 1904 года опубликовала письмо пассажира поезда №17 "Москва-Венёв" с жалобой на порядки заведенные в РУЖД: "Как только тронулся и вышел со станции отправления поезд, в соседнем отделении вагона (3 классе) послышались звуки гармоники и несколько пьяных голосов затянули песню. К ним присоединились и остальные пьяные чернорабочие, находившиеся в отделении 2 класса, и в вагоне раздался ни с чем не сравнимый вой."2


Накладная РУЖД, 1910
ГАТО ф.9 оп.1 д.2093 л.67

  В 1913 году был выпущен путеводитель по Рязанско-Уральской железной дороге, который сообщал о Венёве: "Станция в одной версте от города. При станции, кроме общих станционных помещений, - хлебный склад Н.П. Брускова. В 1911 году со станции Венев отправлено свыше 20 тысяч пассажиров и 1775 тысяч пудов грузов. Прибыло грузов 600 тысяч пудов. Преобладал в отправлении хлеб в зерне, мука, яблоки, камень, спирт и молоко, а в прибытии - мануфактура, лесные материалы, земледельческие орудия и нефтяные продукты"3. Статья о Венёве была проиллюстрирована фото-открытками, которые начали выпускаться в городе около 1912 года.

  С момента открытия станции и до революции 1917 года буфет в здании вокзала принадлежал Василию Георгиевичу Щукину. Он проживал в Кашире, куда переехал из Москвы в 1899 году. В Кашире он тоже владел буфетом, а так же занимался строительством дачных домиков близ станции. Его сын - Борис Васильевич Щукин (1894-1939), народный артист и лауреат Государственной премии СССР. Театральный институт в Москве сегодня носит его имя.

   7 октября 1905 года работники станции "Венёв" начали забастовку, поддержав тем самым всеобщую "октябрьскую стачку". Благодаря ей император Николай II пошел на уступки, в результате в России появился парламент - первая Государственная Дума.

   Маршрут "Станция-Город" приносил немало дохода извозчикам. Существовали подробные правила перевозки людей частными экипажами, утвержденные Городской Думой. Стоимость поездки из города до станции или обратно составляла 30 копеек.


Обязательные постановления для жителей г.Венева, 1905


Знак легкового извозчика
Из частной коллекции

Первая мировая война

   Еще до Первой мировой войны планировалось продлить Веневскую железнодорожную ветку в южном направлении. Война ускорила принятие решения о начале строительства. В июне-июле 1916 года были произведены изыскания двух возможных вариантов "ст.Венев-ст.Епифань" и "ст.Венев-ст.Узловая". 12 августа 1916 года был принят Высочайший указ о "сооружении соединительной ветви" Венёв-Узловая4. Работы начались незамедлительно. В 1917 году ветка была проложена. Основную рабочую силу на строительстве составили австро-венгерские военнопленные, по национальному составу, главным образом, чехи и венгры.  Вот, что об этом пишет бывший военнопленный Антон Куглер: "При содействии шведского Красного Креста 4000 австро-венгерских военнопленных были посланы в Тульскую губернию на станцию Узловая, где в то время строилась железная дорога Узловая–Венев."

   На строительстве гибли военнопленные. В результате крушения поезда 13 сентября 1916 года погиб Фридрих Анбенберг5. На 1 февраля 1917 года в Венёвском уезде было военнопленных: 1460 чел. на сельскохозяйственных работах, 31 чел. на хозяйственных работах в городской управе и земстве, 985 человек на постройке железной дороги, 5 чел. при венёвском комитете Всероссийского союза городов, 324 человека в распоряжении воинского начальника6.

   С окончанием строительства Венев престал быть конечной точкой. По новой линии предполагалось направить основной поток донецкого угля через Москву на Петроград. Однако, линия "Венев-Узловая" действовала не долго, в 1920-х годах она не эксплуатировалась7.

   Железнодорожная ветка "Венёв-Ожерелье" во время войны 1914-1918 годов активно использовалось. При сельских станциях и в самом Венёве были созданы госпитали и лазареты. В город были эвакуированы гидротехнические мастерские Северо-Западного фронта из Пскова.

Начальники станции
1901-1902, Слепцов Аркадий Петрович, дворянин
1905, Кринов Аркадий Андреевич, пот. поч. гражд.
1907-1909, Головский Алексей Александрович
1911-1912, Флоринский Александр Федорович
1913-1915, Елфимов Алексей Александрович
1916, Соколов Николай Никитич, крестьянин

Гражданская война

   По многочисленным свидетельствам, веневская железнодорожная ветка во время гражданской войны находилась в тяжелом положении.

  "...Поезд состоял из одного вагона 3-го класса для советских служащих и 7-8 товарных вагонов. В них набилось народа по крайней мере вдвое более нормы, т. е. человек по 80-90. Многие размещались на буферах, а в Бирюлеве полезли и на крыши те, кто не мог сесть в Москве и пропустил уже несколько поездов. В Расторгуеве ж-дорожная охрана стреляла по сидевшим на крышах" (25.04.1919)8.

  Политика "военного коммунизма" разрушала систему железных дорог. Многим советским работникам было дано право бесплатного проезда, чем они активно пользовались, при любом удобном случае. В 1919 году возник острый конфликт между комиссаром "Веневского отделения Каширской участковой транспортной Чрезвычайной Комиссии" Талантовым Николаем Петровичем и местным Исполкомом. Талантов, фактически начальник станции, каждый раз требовал служебные и командировочные удостоверения, либо оплату за проезд. Правлением Веневского кооперативного союза действия Талантова были охарактеризованы как: "дискредитирующие Советскую власть". Но руководство железной дороги сочла обвинения не обоснованными.

  Представляет исторический интерес телеграмма Талантова Н.П. от 14 июня 1919 года на адрес: "Москва ВЧК Дзержинскому и др." В ней он сообщает о вопиющем факте грабежа пассажиров на станции "Венев" членами продотряда. "Укомпрод Венев Колганов, члены Коллегии Дронов и Терновский явились на станцию за 15 минут до отправления поезда и без моего ведома производили реквизицию, не выдавая квитанций."9

  В августе 1921 года дело дошло до ареста сотрудника дороги, пытавшегося воспрепятствовать  досмотру состава с продовольствием, который был остановлен конным отрядом милиции во главе с председателем уездного исполнительного комитета.

   Известно, что 7 января 1921 года, вообще, прекратилось движение поездов по веневской ветке, но к лету того же оно было восстановлено. "Поезд Москва — Венев ходит раз в день с разбитыми вагонами, без воды и отопления, билет стоит 1 млн. р. (апрель 1922)"10.

Расширение линии

   В 1933-35 годах была восстановлена ветка "Венёв-Узловая" и проложена вторая колея от Ожерелье до Узловой через Венев, железнодорожная линия тогда получила название "Москва-Донбасс". Это была большая стройка первых пятилеток, сопряженная со многими трудностями. В 1928 году, специально для нужд строительства был создан Веневский авиаотряд. В разное время в него входили: Герой Советского Союза Водопьянов М.В., полярный летчик Бабушкин и другие.


Здание вокзала

  Строительство линии "Москва-Домбасс" - можно назвать главной предвоенной стройкой в Венёвском районе. Параллельно железнодорожным путям началось обустройство автомобильного шоссе, сегодня известного как федеральная трасса "Дон" М4. Основная масса строителей проживала в бараках на станции Мордвес Венёвского района, благодаря чему, небольшая станция выросла до крупного поселка. В 1935 году был даже создан отдельный Мордвеский район, просуществовавший до 1963 года.

Великая отечественная война


Венёвский вокзал, снимок периода немецкой оккупации, 1941

  Венёв был оккупирован немецкими войсками с 24 ноября по 9 декабря 1941 года. Перед зданием вокзала сохранилась водонапорная башня, она была взорвана в 1941 году отступающими советскими войсками. Полностью её восстанавливать не стали. Во время сражения за город 24 ноября 1941 году на вокзале размещалась маневренная группа старшего лейтенанта Ивана Николаевича Шкадова (1913-1991), состоящая из двух легких танков Т-60, среднего танка Т-34, двух 122-мм гаубиц и остатков мотострелкового батальона (40 штыков)12.

Послевоенные период


"Колхозная газета" (Венев), №28,
 25 мая 1950

  В 1939 году при станции была открыта железнодорожная начальная школа №66, которая проработала до конца 1980-х годов. После открытия Веневской школы №2, в этом здании разместился филиал городской библиотеки, работающий и по ныне. До войны при станции существовал клуб, где демонстрировали кинофильмы.

Веневский вокзала, 2006
Прибытие дизель-поезда Д1 на венёвский вокзал, 11.09.2006

   30 октября 2013 года был торжественно открыт историко-культурный комплекс на станции Венёв Тульского региона Московской железной дороги. Было отремонтировано здание вокзала. В зале ожидания установлено панно и бюст Карлу Федоровичу фон Мекку. Рядом с вокзалом появился памятник Ивану Алексеевичу Лихачеву (1896-1956), знаменитому директору автомобильного завода в Москве. На аллее вдоль здания вокзала установили несколько арт-объектов, включая реплики паровоза Черепановых и бронеавтомобиля БА-11, подлинные паровоз "Лебедянка" и вагон "теплушка".


30 октября 2013 года

Источники:
1.
Ужасная катастрофа с пассажирским поездом // Московский листок №66, 09.03.1901 - с.3
2. Удивительные порядки // Тульские губернские ведомости, 17.11.1904, №244 - с.3
3.
Рязанско-Уральская железная дорога и ея район СПБ. Общество РУЖД, 1913 - 395 с.
4. Дело об отчуждении земли из владений разный лиц Богородицкого, Веневского и Епифанского уездов для строительства соединительной ветви между станцией "Венев" Рязано-Уральской железной дороги и станцией "Узловая" Сызрано-Вяземской железной дороги (1916), ГАТО ф.90 оп.1 т.46 д.40061
5. Рапорты исправников о побегах и смертях военнопленных, 1916, ГАТО Ф.90 оп.4 д.435 л.247

6. Дело о привлечении военнопленных к казенным, общественным, сельскохозяйственным и др. работам в уездах Тульской губернии (1917), ГАТО Ф.90 оп.1 т.46 д.40131 лл.64, 65
7. Журнал "Тульский край" №1, 1926, с.16
8. Дневник Степана Борисовича Веселовского, 1919г.
9. Переписка с Веневским Уисполкомом ..., ГАТО Ф.Р-717 Оп.1 Д.671
10. Письмо Ф.И. Дрожанова в Баден в конце апреля 1922г.

11. Бороздинский М.Г. Наш первый паровой // газета "Красное знамя", 1985
12.
Коломиец М. Действия танковых частей при обороне Веневского боевого участка // 1941.Танки в битве за Москву, 2009