WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

12:16

Как появились школы и училища в Веневе 

Наиболее полные сведения о развитие образования в Тульской губернии мы можем почерпнуть в монографии О. Е. Глаголевой «Русская провинциальная старина». Но сведения о Веневском уезде весьма скудные, что неудивительно, т. к. в 18 веке в Тульской губернии еще не было своих газет, в которых можно было бы рассказать, о провинциальных новостях. Только в 1838 году стали выходить «Тульские губернские ведомости».

     Начало народному образованию было положено Екатериной второй просветительницей, по инициативе которой в 1782 году была организована комиссия, которая занималась разработкой школьной реформы. Было решено учредить народные училища. В 1786 г. был утвержден устав народных училищ и открыты главные народные училища в 26 губерниях. В народные училища принимали детей всех сословий, т. е. образование перестало быть дворянской привилегией официально. Содержание училищ было возложено на магистрат, а также возможно было привлекать средства жертвователей.
     В г.Веневе первое училище появилось в 1834 году. Училище было для мальчиков, на 111 мест. Более точных сведений об этом училище нет.
     К 1839 году появилась первая школа в с. Есипове у помещика Оленина, в которой обучалось до 20 крестьянских детей одновременно.
В училище принимались дети 10 лет, сдавшие экзамен. Начальное образование дети получали дома. Обеспеченные слои населения нанимали гувернантку для своих детей, менее обеспеченные семьи нанимали гувернантку на несколько семей. Но многим мещанам образование было недоступно.
     Веневская помещица Н. П. Волконская в своих дневниках писала; «До 5 лет читала молитвы на немецком языке, т. к не знала русского, немка - гувернантка не преподавала ни русского языка, ни русской истории, т. к. считались предметами низменными, годными только для прислуги».
Для тех, кто не мог обучать детей дома, в училищах был нулевой (приготовительный) класс. Училища делились на реальные и классические гимназии.
В реальных училищах было три года обучения, изучали следующие предметы: русский язык, катехизис, литературу, математику, механику, геометрию, начало физики, географию, закон Божий.

В классической гимназии — 4 года обучения. Те же предметы изучались плюс греческий язык и латынь.
В 1844 году (?) в г. Веневе открывается второе училище. Оно расположилось в бывшем доме доктора Гросса (Красная площадь, 30).

Училище для казенных крестьян Озеренской слободы. Наставником этого училища в 1866 году был Алексей Петрович Одинцовский. Его статьи о народном образовании печатались в «Епархиальных ведомостях». «Так глубоки и ясны, так гуманны и написаны таким сжатым энергетическим слогом. Был сотрудником журнала Министерства народного просвещения два года».

        КРОМЕ училища в городе был частный пансион Г. А. Генерозова (прогимназия). Находился он напротив дома купца Тулина (ул. Л. Толстого). Генерозов Г. А. был членом ревизионного комитета, гласным в земском собрании, членом уездного училищного совета. Обучение в частном пансионе стоило 220 рублей в год.

Одним из последних в г. Веневе было построено высшее начальное училище (Красная площадь, Дом творчества).
     Многие веневские дворяне и помещики понимали необходимость просвещения народа. Идеи просвещения широких народных масс несли декабристы: И. Б. Аврамов, В. Н. Лихарев, Н. Н. Нарышкин, А. Н. Вяземский.

     В 1840 году в с. Бородино графиней Ю. С. Бобринской было открыто училище для мальчиков, где шло обучение ланкастерским методом. Он заключался в следующем: учитель обучал старших учеников, старшие учили детей среднего возраста и младших, таким образом расширялся круг обучающихся детей. Этот метод  оспаривался консервативными кругами и широкого распространения не получил.
     В 1858 году в с. Большой Клин княгиней Е. Черкасской было открыто училище для девочек и мальчиков. Летом обучение вела сама помещица, а на остальное время нанимали учителей. Всего обучалось в этой школе 33 человека. Но дворянские затеи вызывали непонимание и раздражение у «темных» непросвященных слоев российского общества. Во время крестьянских волнений уничтожали библиотеки, архивы, школьные коллекции. 

В г. Веневе к 1900 году появилось еще одно училище (в здании типографии) для девочек и мальчиков. Обучение было раздельным, здание делилось пополам, было два разных входа. Старейшая жительница г. Венева, принадлежащая к династии учителей Н. В. Курлович вспоминает: «Заведовала женской гимназией М. Ф. Кузнецова. В гимназии было 5 классов, но 4 учительницы, т.к. девочек часто забирали из 5 класса домой, помогать вести домашнее хозяйство. Для девочек преподавалось еще и рукоделие».

Для детей священнослужителей было Духовное училище на 122 места. (Сейчас завод «Венфа») Принимались дети с 8 лет, мирские за плату, дети священно-служителей бесплатно. Изучали следующие предметы: историю ветхого и нового завета, катехизис, богослужение с церковным уставом, церковную и гражданскую истории, церковно-славянский, греческий, латинский, немецкий языки, арифметику, географию, природоведение, черчение, церковное пение, чистописание.

      После отмены крепостного права (1861 г.) стали возникать церковно-приходские школы, но качество обучения в таких школах не удовлетворяло земства, и было предписано священникам сдавать экзамен училищному совету на право учительствовать. Данное правило резко сократило число церковно-приходских школ.
     В 1900 г. в Веневском уезде было 41 училище, в которых обучались 2030 мальчиков и 639 девочек. На содержание земских школ выделялась 25% бюджета. В 1916 году на содержание школ выделено 15000 руб., на постройку земских школ 7400 руб., на содержание уездных школ выделено 220 руб. К 1916 году в уезде было уже 72 училища. Число грамотного населения составляло 18,17% от всего населения уезда, 45.81% — в городе. В городе население было более грамотным, но часто грамотным считался ученик, окончивший 1-2 класса училища. Особенно в купеческой среде, сыновья с образованием 2 класса училища помогали отцу вести дела, ему поручали вести бухгалтерские книги, а частенько и обучение своих сестер.
Тем не менее большой шаг по пути просвещения широких народных масс был сделан.
    Постепенное вовлечение крестьянства в товарно-денежный оборот влекло за собой необходимость в образовании среди крестьян. Однако училищным уставом 1828 года было запрещено принимать детей крепостных крестьян, обучением крестьян занимались дворовые люди помещиков, и создавали школы сами. Такие школы были более жизнеспособны и подчас давали лучшие результаты.
    Развитие сети учебных заведений охватило различные категории населения, включая женщин. Образование приобрело стабильный характер. При этом большую роль в развитии государственных учебных заведений сыграла местная интеллигенция, прогрессивно настроенные люди, имена которых в настоящее время забыты. Хочется вспомнить фамилии некоторых из них: Г.Е. Петров, Л.И. и М.И. Покровские, О. С. Городенская, Н. Н. Нечаев, династия Курлович, Содовникова.

С. СУНКА
директор краеведческого музея
«Красное знамя» 1997г.