WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

08:51

Достопримечательности

Главная > Путеводитель > Преображенский храм

 

 

Преображенская церковь

Денис Махель
2021


Преображенская церковь (в центре) на панораме города, нач. XX века
Цвета восстановленные

Экскурсовод обращается к туристам:
- В прошлом эта улица называлась Преображенская, в честь одноименного храма.
Проходящая мимо местная бабушка:
- Неправда, улица называлась Спасская!

   Один из двух полностью разрушенных городских храмов был освящен в честь Преображения Господня. Использовались также сокращенные названия Спасо-Преображенский или просто Преображенский. Приход храма составляли Городенская30, Стрелецкая и Пушкарская слободы1. В 1779 был утвержден регулярный план города. Каменный Преображенский храм оказался по центру новой улицы, которая получила название Преображенская. В 1918 её переименовали в улицу Володарского. Месторасположение храма на нынешней улице Володарского можно определить по отступающим от дороги по обеим сторонам постройкам.


Фрагмент Плана Тульской губернии городу Венёву 1800 года2
Под цифрой "2" обозначены церкви: слева - Преображенская, правее - Николаевская.

Средние века

   Деревянный Преображенский храм впервые упоминается в Писцовой книге 1571/72 года, в качестве главного городского храма.

   На Веневе же на посаде церковь Преображенье Спасово клетцки с олтарем да придел Николы Чюдотворца, а соружали ее приходом ново. А служити у тое церкви тем же попом, попу Гаврилу да попу Захарью, да диякону собором, что служат в городке у Христовы мученицы Парасковеи нареченные Пятницы3.

   Во время нашествия Крымского хана 1633 года деревянная Преображенская церковь была сожжена.

   Да в старом остроге место церковное что была церковь Преображения Господа Бога и Спаса Иисуса Христа и тое церковь сожгли татарове в приход Крымского царевича во 141 году, а из той церкви вынесено в Соборную церковь Великие Христовы Мученицы Парасковеи нарицаемыя Пятница образ местной Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на празелени, да образ Пречистые Богородицы Владимирские на празелени, да образ Пречистые Богородицы Одегитрия напрестольной, Евангелие и апостол письменые, свеча поставная с красками восковая в пуд, 2 колокола пуда в 3 ...4

  К 1643 году Преображенскую церковь восстановили.

   Казаками слобода городеша на посаде а в ней церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа деревена клецки стоит на Государеве земли а церковь и образы месные и сосуды церковные и колокола30.

  В пожаре 1633 уцелел придел Николая Чудотворца, который в 1646 году числился самостоятельным храмом5. Приход Николаевского храма составляли жители городского посада, и по мере роста их количества, храм стал крупнейшим в Венёве. Несколько столетий Николаевский и Преображенский храмы стояли рядом, пока в 1929 последний не разрушили.

   В начале XVIII века свободное пространство вокруг Преображенской церкви именовалось Преображенской площадью6, однако, после перепланировки города в 1779 этот топоним исчез. Причем, здесь же вокруг церкви существовал и Преображенский погост7, т.е. кладбище, упраздненное в 1773 году.

Каменный храм


Изображение Преображенской (№2) и Николаевской (№3) церквей ок.1800,
 
фрагмент рисунка "Вид города Венёва ..."29

   Точный год возведения каменного здания не известен, по всей видимости, это произошло в середине XVIII столетия. В 1816 Преображенская церковь утратила приход и была приписана к Воскресенскому собору1. Это было сделано для того, чтобы на время строительства нового здания собора перенести в Преображенскую церковь все церковные службы31. В 1817 старое здание собора разобрали, а к 1825 году выстроили новое8.

Распространение 1858 года

   Даже утратив приход Преображенская церковь не потеряла своих верных прихожан. В 1853 по завещанию от Тимофея Андреевича (1771-1853) и его жены Авдотьи Петровны (1787-1853) Сарычевых храм на "распространение" (расширение) получил 6000 рублей. Планировалось выстроить трапезную и колокольню. Утверждение проекта растянулось на несколько лет. В 1854 году был составлен план и фасад. Однако, в 1855 году Департамента Искусственных дел в Санкт-Петербурге рассмотрев проект, признал его неудовлетворительным "по неблаговидности фасада и неудобности внутреннего размещения"28.


Проект фасада на распространение Преображенской церкви, 1854


Проект плана на распространение Преображенской церкви, 1854
Светлой краской показаны старые каменные стены церкви.

   В 1857 был составлен доработанный проект "распространения" Преображенской церкви. Предлагалось пристроить большую трапезную, почти в два раза превосходившую по площади старый храм. Соответственно новая колокольня отодвигалось от самого храма ещё дальше. В обеих вариантах проекта на фасаде изображены медальоны с образами святых, по всей видимости, они существовали ещё на старом храме. Новый проект был утвержден в 1858 году. Подрядчиком был веневский купец Василий Васильевич Жарков, к работам он смог приступить не ранее 1860 года32. Была выстроена каменная колокольня и правый придел, который освятили в 1872 во имя Боголюбской Божьей Матери8. В 1880-м году на средства старосты Василия Васильевича Жаркова был устроен левый придел. 28 июля 1907 придел освятили во имя св. Тихона Задонского, при старосте Алексее Ивановиче Селичеве. Из воспоминаний жителей города известно, что внутренняя отделка церкви была сделана "под серебро". В 1908 службы в Преображенской церкви совершались по воскресеньям и праздничным дням, редко по будням9.


Проект на распространение Преображенской церкви, 1858

 
Преображенская церковь (слева) на панораме города,
до 1912 года
Цвета восстановленные

   Рядом с храмом начинался Преображенский переулок, уходящий к реке Моржовке, под таким названием иногда упоминается часть бывший улицы Рязанской, сегодня улицы Свободной.

  Церковь закрыли по постановлению президиума Тулокрисполкома от 25 декабря 1929 и вскоре полностью разобрали. К сожалению, ни одной фотографии Преображенской церкви не сохранилось. С 2019 веневские краеведы предлагают переименование улицы Володарского в Преображенскую.

Старосты

1863-1880 - Василий Васильевич Жарков, купец, в 1880 году за свой счет устроил левый придел10, 11, 12, 13, 14, в 1907 освященный во имя св. Тихона Задонского.

1881-1883 - Василий Марков (р.1822), мещанин15.

1884-1889 - Василий Васильевич Жарков, мещанин16, 17.

..1902-1907 - Иван Алексеевич Петров18, 19, владел пекарней на Преображенской улице.

1907-1910 - Алексей Иванович Селичев9, 20, 21 (р.1860), купец, владел несколькими мануфактурными лавками.

1911-1916.. - Николай Федорович Орлов22, 23, 24, 25, 26, 27 (р.1852), мещанин.


Месторасположение разрушенного Преображенского храма, 23.10.2021

Источники:

1. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. - Тула: 1895 - с. 221
2. ГАТО Ф.291 оп.15 т.59 д.21 л.1 "План Тульской губернии города Венёва, ок.1800"
3. РГАДА ф. 137 оп. 1 Венев №1 л.3-22об. "Извлечение из писцовой книги г. Городенска (Веневы) 1571/72 г."
4. РГАДА Ф.137 оп.1 Венев №2 лл.1-58 "Дозорная и переписная книга города Венева 1636 года".
5. РГАДА Ф.1209 Оп.1 ч.1 кн.493 лл.876-887 "Подворная перепись посадских людей г.Венева, 1646 год"
6. ГАТО Ф.55 оп.1 д.5076 л.3 "Дело о расследовании причин пожара случившегося в г.Веневе о взыскании недоимок с Веневских купцов-кампанейщиков Василия Лопаткина с товарищами, 1738"
7. ГАТО Ф.838 оп.4 д.13 "Список лавок, 1777"
8. Веневский Воскресенский собор, его причт и прихожане с 1803 года // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям - 1873, №№19, 20
9. ГАТО Ф.3 оп.17 д.354 Клировая ведомость по Венёвскому уезду за 1908 год.
10. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1863 года // Тульские епархиальные ведомости,  15.04.1863, №8 - с.84
11. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1866 года // Тульские епархиальные ведомости,  15.02.1866, №4 - с.36
12. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1872 года // Тульские епархиальные ведомости,  01.08.1872, №15 - с.289
13. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1875 года // Тульские епархиальные ведомости,  07.03.1875, №5 - с.79
14. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1878 года // Тульские епархиальные ведомости,  15.11.1878, №22 - с.435
15. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1881 года // Тульские епархиальные ведомости,  01.04.1881, №7 - с.167
16. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1884 года // Тульские епархиальные ведомости,  15.03.1884, №6 - с.110
17. Церковные старосты, определенные на трехлетие с 1887 года // Тульские епархиальные ведомости,  15.06.1887, №12 - с.275
18. Памятная книга Тульской губернии на 1902 год

19. Памятная книга Тульской губернии на 1907 год
20. Памятная книга Тульской губернии на 1909 год
21. Памятная книга Тульской губернии на 1910 год
22. Памятная книга Тульской губернии на 1911 год
23. Памятная книга Тульской губернии на 1912 год
24. Памятная книга Тульской губернии на 1913 год
25. Памятная книга Тульской губернии на 1914 год
26. Памятная книга Тульской губернии на 1915 год
27. Памятная книга Тульской губернии на 1916 год
28. РГИА ф.218 оп.4 ф.824 л.16 "Проект на распространение Преображенской церкви города Венёва, 1855"
29.
РГАДА Ф.1356 оп.1 ед.хр.6229 "Вид города Венёва, ок.1800 года"
30.
РГАДА ф.1209 оп.1 ед.хр.223 л.404об. "Перепись веневских пушкарей, стрельцов и конных казаков, 1643 год"
31. ГАТО ф.256 оп.1 д.583 Метрическая книга Преображенской церкви города Венёва, 1803-1827 годы
32. ГАТО ф.838 оп.1 д.337 Журнал Венёвского городового магистрата за декабрь 1859 года.