Вятичи
Переселение народов
Реконструкция
М.М. Герасимова
|
Первые люди в верховьях Дона появились несколько тысяч лет назад, в эпоху
верхнего палеолита. Жившие здесь охотники умели изготавливать не только орудия
труда, но и изумительно выточенные из камня статуэтки, прославившие
палеолитических скульпторов Верхнедонья. В течение многих тысячелетий на нашей земле жили
различные народы, среди которых - аланы, давшие название реке Дон, что
в переводе означает "река"; широкие просторы населяли финские племена,
оставившие нам в наследство многие географические названия, например: реки
Ока, Протва, Москва, Сылва.
В V веке началось переселение славян на земли
Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний
Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот
народ стал называться "вятичи". Летопись "Повесть временных лет" пишет
по этому поводу: "А Вятко седе с родом своим по Оце, от него прозвашася
вятичи". Карту расселения вятичей в XI веке можно посмотреть
здесь.
|
Быт и нравы
Вятичи-славяне получили нелестную
характеристику киевского летописца как грубое племя, "яко звери, ядуще все
нечисто". Вятичи, как и все славянские
племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность
родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание
племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов
и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть
князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых
лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них
прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали
задвижками.
Земля вятичей была обширна
и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую
полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов
по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес,
и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было
снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия
и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали
тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена.
Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли
косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.
Вятическое височное кольцо |
Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные
ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров,
гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье -
болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в
кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см.
Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных
форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19
литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли
браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.
|
Вятичи вели оживленную
торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по
Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале
XI века налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы
художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным
средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией
- с XI по XII века, куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов,
а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.
Судя по археологическим
источникам, вятические городища и селища VIII—Х вв. и тем более XI—XII. вв. были
поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских.
Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений
той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел
и торгового обмена.
Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только
поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем
небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями
городища. По-видимому, это остатки укрепленных усадеб местных феодалов
того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково,
Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского
края.
|
Городище "Щучий городок", сентябрь 2004г. |
О существенных изменениях
в жизни местного населения в IX—XI вв. сообщают нам древние летописи. Согласно
«Повести временных лет» в IX в. вятичи платили дань Хазарскому каганату.
Его подданными они продолжали оставаться и в Х в. Первоначальная дань взималась,
видимо, пушниной и подворно («от дыма»), а в Х в. требовалась уже денежная
дань и «от рала» — от пахаря. Так что летопись свидетельствует о развитии
в это время у вятичей пашенного земледелия и товарно-денежных отношений.
Судя по летописным данным, земля вятичей в VIII—XI вв. была целостной восточно-славянской
территорией. Длительное время вятичи сохраняли свою самостоятельность и
обособленность.
Религия
Вятичи были язычниками
и дольше других племен сохраняли старинную веру. Если в Киевской Руси главным
богом был Перун - бог грозового неба, то у вятичей - Стрибог ("Старый Бог"),
который создал вселенную, Землю, всех богов, людей, растительный и животный
мир. Именно он подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и
железо, а также установил первые законы. Кроме того, они поклонялись Яриле
- богу Солнца, который ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной
четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. Каждый год 23 июня
отмечался праздник Купалы - бога земных плодов, когда солнце дает наибольшую
силу растениям и собирались лекарственные травы. Вятичи верили, что в ночь
Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом
ветвей, и кто имеет при себе папоротник, тот может понимать язык каждого
творения. У молодежи особым почитанием пользовался Лель - бог любви, который
являлся в мир каждую весну, чтобы своими ключами-цветами отомкнуть земные
недра для буйного роста трав, кустов и деревьев, для торжества всепобеждающей
силы Любви. Воспевалась вятичами богиня Лада - покровительница брака и
семьи.
Кроме того, вятичи поклонялись
силам природы. Так, они верили в лешего - хозяина леса, существо дикого
вида, который был выше всякого высокого дерева. Леший старался сбить человека
с дороги в лесу, завести в непроходимое болото, трущобы и погубить его
там. На дне реки, озера, в омутах жил водяной - нагой косматый старик,
хозяин вод и болот, всех их богатств. Он был повелителем русалок. Русалки
- души утонувших девушек, существа злые. Выходя лунной ночью из воды, где
они живут, они пением и чарами стараются заманить человека в воду и защекотать
его до смерти. Большим уважением пользовался домовой - главный хозяин дома.
Это маленький старичок, похожий на хозяина дома, весь заросший волосами,
вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но в глубине души добрый и заботливый.
Неказистым вредным старикашкой в представлении вятичей был Дед Мороз, который
тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Дедом Морозом пугали детей.
Но в 19 веке он превратился в доброе существо, которое вместе со Снегурочкой
приносит на Новый Год подарки. Таковы были быт, нравы и религия вятичей,
чем они мало отличались от других восточнославянских племен.
Святилища вятичей
-
п.Дедилово (бывшая Дедиловская слобода) - остатки
священного города вятичей Дедославля на реке Шиворонь (приток Упы), в 30
км. к Юго-Востоку от Тулы. [Б.А.Рыбаков, Киевская Русь и русские княжества
12-13 вв, М., 1993]
-
Веневский топонимический узел - 10-15 км от Венева
в Юго-Восточном секторе; п.Дедиловские выселки, п.Теребуш, п.Городенец.
Курганы вятичей
На тульской земле, как и в соседних областях — Орловской, Калужской,
Московской, Рязанской — известны, а в ряде случаев и исследованы группы курганов
— остатки языческих кладбищ древних вятичей. Наиболее подробно изучены у нас
курганы близ д. Западной и с. Доброго Суворовского района, у д. Тризново Щекинского района.
При раскопках были обнаружены остатки трупосожжений,
иногда нескольких разновременных. В некоторых случаях они помещены в глиняный
сосуд-урну, в других сложены на расчищенной площадке с кольцевым ровиком.
В ряде курганов найдены погребальные камеры — деревянные срубы с дощатым
полом и покрытием из расколотых члах. Вход в такую домовину — коллективную
усыпальницу — закладывался камнями или досками, а следовательно, мог открываться
для последующих захоронений. В других же курганах, в том числе и рядом
расположенных, таких сооружений нет.
Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных
в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в
какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений
о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические
материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического,
славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен,
о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных
традиций и обычаев.
Покорение Киевом
В 882 году князь Олег создал
объединенное Древнерусское государство. Свободолюбивое и воинственное племя
вятичей долго и упорно отстаивало независимость от Киева. Во главе их стояли
избранные народным собранием князья, которые проживали в столице вятического
племени, городе Дедославле (ныне Дедилово). Опорными пунктами были города-крепости
Мценск, Козельск, Ростиславль, Лобынск, Лопасня, Москальск, Серенок и другие,
которые насчитывали от 1 до 3 тысяч жителей. Под командованием вятических
князей находилось многочисленное войско, в первых рядах которого стояли
признанные силачи и храбрецы, дерзко подставлявшие стрелам свои голые груди.
Всю одежду их составляли холщовые штаны, туго перетянутые ремнями и заправленные
в сапоги, а оружие - широкие топоры-секиры, такие тяжелые, что сражались
ими двумя руками. Зато какими страшными были удары боевых секир: они рассекали
даже крепкие доспехи и раскалывали шлемы, как глиняные горшки. Воины-копьеносцы
с большими щитами составляли вторую линию бойцов, а за ними толпились лучники
и метатели дротиков - молодые воины.
В 907 году вятичи упомянаются
летописцем как участники похода киевского князя Олега на Царьград - столицу
Византии.
В 964 году киевский
князь Святослав вторгся в пределы самого восточного славянского народа.
У него была хорошо вооруженная и дисциплинированная дружина, но он не хотел
братоубийственной войны. Состоялись его переговоры со старейшинами вятичей.
Летопись об этом событии сообщает кратко: "Пошел Святослав на Оку-реку
и на Волгу и встретил вятичей и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили:
"Хазарам". Святослав снял с вятичей власть хазарского каганата, они стали
платить дань ему.
Однако скоро вятичи
отложились от Киева. Дважды воевал с вятичами и киевский князь Владимир
Святославич. В летописи сказано, что в 981 г. он их победил и возложил
дань — от каждого плуга, как и отец его брал. Но в 982 г., как сообщает
летопись, вятичи поднялись войною, и пошел на них Владимир и победил вторично.
Крестив в 988 году Русь, Владимир направил в землю вятичей монаха Киево-Печерского
монастыря, чтобы приобщить лесной народ к православию. Хмурые бородатые
мужчины в лаптях и закутанные до самых бровей в платки женщины почтительно
выслушивали заезжего миссионера, но потом дружно выражали недоумение: почему,
зачем надо менять религию своих дедов и отцов на веру в Христа?.. Миссионер-монах
так и сгинул в каком-то темном уголке бескрайних вятических лесов от рук
фанатичных язычников.
Примечательно, что в былинах
об Илье Муромце его переезд из Мурома в Киев дорогою «прямоезжею» через
вятическую территорию считается одним из его богатырских подвигов. Обычно
предпочитали ее объезжать кружным путем. С гордостью, как об особом подвиге,
говорит о своих походах в эту землю и Владимир Мономах в своем «Поучении»,
относящемся к концу XI в. Следует заметить, что он не упоминает ни о покорении
им вятичей, ни об обложении данью. Видимо, они управлялись в те времена
независимыми вождями или старейшинами. В «Поучении» Мономах сминает из
них Ходоту и его сына.
До последней четверти XI в. летописи не называют
ни одного города в земле вятичей. Видимо, она была по существу неведомой
для летописцев.
Восстание Ходоты
В 1066 году гордые и
непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота
с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. На их усмирение
идет Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Дружина
прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего
похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель
сумел скрыться.
Ко второй зиме великий князь готовился по-иному.
Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные
из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден
был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной
из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении.
Но долго еще ратились
и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков
и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей
окончательно вошла в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи
окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются.
Столица вятичей
О столице
государства известно следующее : "В VII-Х веках
на Оке и верхнем Дону существовало государство вятичей, независимое от Киевской
Руси. Центр этого государства, древнерусский город Кордно, историки видят близ
современного села Карники Веневского района. Арабские источники называли этот
город Хордабом и описывали, как дружина собирала дань с населения."
О раскопках городища у Карников
археологом Р.В.Кляниным: "Комплексное изучение городища «Городки» Веневского
района Тульской области". |