|
У Зарайского моста
Река Венёвка с Зарайского моста, фото Дмитрия Степанова
2005 год
Согласно плана
города 1779 года в Венёве образовалась свободная от городской застройки
территория ограниченная излученной реки Венёвки. В
XIX веке это место
называлось "Общественный градский выгон", "у реки Венёвки", "у Зарайского моста" или у "Зарайской заставы".
Сама застава состояла из небольшой деревянной будки и шлагбаума.
Винокуренный завод |
Вторая половина XIX века.
Не сохранился. |
Венёвский винокуренный завод, начало
XX века
С середины
XVIII века территория у
Зарайского моста быстро начала застраиваться промышленными
предприятиями. В 1752 году здесь начала свою работу полотняная фабрика
Ивана Ефтроповича Окорокова. В конце 1760-х
годов она была продана за недоимку. В 1824 году здесь в двух каменных постройках располагались кожевенные
заводы. "Ведомость о
мануфактурах в России за 1812 год" указывает на существование в Венёве двух крупных
кожевенных заводов: 1)
Максима Бородина, с 20 чанами и 26 вольнонаемными рабочими, продажи предприятия
составили 6300 рублей, при выработке на 7000 рублей; 2)
Ивана Аникеева, с 10 чанами и 12 вольнонаемными рабочими, продано
продукции на 400 рублей, выработано на 3550 рублей. В это же время
купец
Василий Семенович Игнатов на
общественном градском выгоне выстроил салотопенный и воскобойный заводы,
а так же бойню для рогатого скота. К середине XIX
века эти деревянные постройки сильно обветшали.
Этикетка с продукции завода Махотина
Е.Г. |
С появлением в Венёве
ейского купца 1-ой гильдии Ефима Григорьевича Махотина,
общественный градский выгон сильно
преобразилось. Махотин купил
пивоваренный завод Шемиота у Зарайского
моста, выстроил новое здание и вместо пива начал изготавливать
водку. В 1859-1863 годах Махотин владел "Венёвским
Акцизно-откупным комиссионерством", выпускавшим водочную
продукцию.
В
Тульском госархиве сохранилось "Дело о растлении
дворовой девки Прасковьи Ларионовой коломенским купеческим сыном Никанором
Ефимовичем Бочарниковым" 1861 года. Бочарников некоторое время
работал на винокуренном заводе Махотина, материалы дела дают
представление о самом заводе, о нравах и образе жизни его работников. |
В
1860-х годах венёвский купец 1-ой
гильдии Ефим Махотин владел самой большой сетью питейных домов в
уезде, в Кашире у него был оптовый склад вина. В самом городе Венёве ему принадлежало девять питейных
домов и оптовый винный склад. В уезде ему принадлежали питейные
дома в д.Сасово, с.Дьяконово, с-це Трухачевке, с.Яковлевском,
с.Малынь, с.Серебрянные пруды с винным складом, д.Титяковке,
д.Меженевке, с.Медведки, с.Шишлове, а так же постоялые дворы с
продажей вина в с.Николаевское, с.Спасском, с.Осанове,
Озеренской сл. и с.Новотрицком-Гати. Этой торговой сетью
заведовал родной брат Ефима Григорьевича - купец 2-ой гильдии
Анатолий Григорьевич Махотин. К управлению самими
кабаками Махотин не привлекал коренных веневцев, ни мещан, ни
купцов, приказчиками у него были в основном приезжие. Тульская казенная палата оценивала доходность
предприятия Махотина как "порядочную", т.е. очень высокую, с
таким размахом в Венёвском уезде ни до, ни после него никто не
работал.
Рост количества
кабаков в это время в Веневском уезде зафиксирован и в воспоминаниях
жителей, вот что пишет в своих мемуарах Н.П.
Ржевская: "...
большое количество винокуренных заводов развело усиленное пьянство между
крестьянами. Раньше были шинки и они пили, но боялись господ, а теперь
водка была доступна и на разную цену: шкалик стоил 5 1/2 коп. так что
самый бедный мужик мог во всякое время позволить себе эту роскошь. Это
повело к тому что весь народ спился с кругу. ... Владельцы винокуренных
заводов естественно хлопотали о том, что бы их продукт расходился на
возможно большее количество потребителей и этим приносило бы им больший
доход. О нравственности народа никто не думал;..." |
Вид на руины винокуренного завод с реки
Венёвки, 2009 |
В 1890-х годах, по
всей видимости, после смерти Махотина Е.Г., винокуренный завод вместе с
домом купца приобрел венёвский помещик и известнейший тульский адвокат
Николай Петрович Черносвитов. В годы
первой мировой войны его завод, как и все
остальные подобные предприятия уезда, был закрыт в ходе антиалкогольной
компании.
Реклама мастерских 1922 года
(Из брошюры "Венёвский УСНХ
1917-1922", автор Войтович-Гронский Ф.Т.) |
В 1918 году на
территории бывшего завода Черносвитова разместились "Венёвские
сельскохозяйственные мастерские", созданные на базе
гидротехнических мастерских Северного фронта ("Нагидросев").
Здесь же находилась
первая венёвская электростанция. По советским источникам, она
заработала в 1918 году, однако, есть все основания полагать, что
она существовала еще до 1917 года. Подтверждением тому служит
снимок женской гимназии
1912 года, на котором есть и электрические светильники и
люстра, сохранилась
фотография электромонтера тоже 1912 года, на
дореволюционном снимке улицы
Рязанской четко видны электрические столбы. Да и сын Н.П.
Черносвитова - Николай Николаевич Черносвитов в 1896-1903 годах
получил второе высшее образование в Париже по специальности
инженер-электрик. |
Перед ВОВ в здании завода
размещалось предприятие по производству пищевой продукции. По
воспоминаниям старожилов, оно выпускало в том числе и макароны. В 1941
году главное здание завода было взорвано отступающей Красной армией. В
послевоенные время его не стали восстанавливать, нашлись люди, которые
разбирали руины на кирпич в личных целях. Сейчас от крупнейшего
дореволюционного предприятия Венёва осталось немногое.
Водяная мельница
Впервые мельница у зарайского
моста упоминается в 1721 году, когда веневский Богоявленский мужской
монастырь передал её Окорокову, ставшему в последствии веневским
купцом. Причем, эта мельница в документах
XVIII столетия фигурирует под названием "Лукьянка". В 1925 году ею владел мельник Юдин С.Н. Сегодня от
старинной мельницы
сохранился только небольшой кирпичный дом мельника. |
Городская мельница у Зарайского моста, 1960-е
годы |
Зарайский мост
По
Высочайше утвержденному плану города 1779 года зарайский мост должны
были перенести ниже по течению реки Венёвке. Но это не было
осуществлено. Точно известно, что в 1828
году моста еще не существовало. Видимо, он был построен на рубеже
XIX-XX веков. Панорамы города с видом на зарайский мост были излюбленным
сюжетом у местных фотографов.
|