WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей
                  
                                                           

Главная

История
Путеводитель
Находки
Фотографии
Туризм
Библиотека
Клуб
Форум
О проекте
 

 

 

СчетчикиRambler's Top100

© Денис Махель,
2004-2017

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

16:56

Путеводитель по достопримечательностям города

Главная > Путеводитель > Путеводитель по городу > ул. Станционная

 

  Станционная улица

Веневский железнодорожный вокзал (1903)

Веневский вокзала, 2006
Веневский вокзал, 2006

   Здание вокзала - двухэтажное, кирпичное, в псевдоготическом стиле. По аналогичному проекту выстроен вокзал в Серебряных Прудах (бывший Веневский уезд). В 1904 началось регулярное движение на Москву. Венев тогда был конечной станцией веневской ветки Рязанско-Уральской железной дороги. Здесь же располагался круг для разворота паровозов и локомотивное депо.  Сохранилась водонапорная башня и здание насосной станции на реке Веневке, выполненные в едином архитектурном стиле с остальными сооружениями. На месте, устроенного в начале XX века, нефтяного склада сейчас находится нефтебаза и автозаправка. На веневской ветке были построены станции Мордвес и Настасьино. Из крупных железнодорожных объектов стоит отметить Хрусловский железнодорожный мост через реку Осетр.

  "Станция в одной версте от города. При станции, кроме общих станционных помещений, - хлебный склад Н.П. Брускова. В 1911 году со станции Венев отправлено свыше 20 тысяч пассажиров и 1775 тысяч пудов грузов. Прибыло грузов 600 тысяч пудов. Преобладал в отправлении хлеб в зерне, мука, яблоки, камень, спирт и молоко, а в прибытии - мануфактура, лесные материалы, земледельческие орудия и нефтяные продукты"9.

 Маршрут "Станция-Город" приносил немало дохода извозчикам. Существовали подробные правила перевозки людей частными экипажами, принятые Городской Думой.


Одно из отправлений поезда со станции "Венев", 1913-1915 Фотограф Н.Т. Розанов

  С момента открытия станции и до революции 1917 года буфет в здании вокзала принадлежал Василию Георгиевичу Щукину. Он проживал в Кашире, куда переехал из Москвы в 1899 году. В Кашире он тоже владел буфетом, а так же занимался строительством дачных домиков близ станции. Его сын - Борис Васильевич Щукин (1894-1939), народный артист и лауреат Государственной премии СССР. Театральный институт в Москве сегодня носит его имя.

 

Водопровод

  Для работы железной дороги была необходима вода, для её подачи на берегу реки Веневки, в 2 км от вокзала, была построена водокачка. Насос приводился в действие локомобилем. Благодаря этому, в начале XX века, в городе появился первый водопровод!


Водокачка на р.Веневке,
Лунев Н.А.
, 1962

 Для населения были построены три раздаточные колонки: на Главной и Торговой площадях, на пересечении улиц Казанской (Советской) и Введенской (Революционной). Колонка представляла собой двухэтажное здание шестигранной формы, около 6 метров в высоту, на первом этаже сидел человек принимавший плату за воду, на втором находилась цистерна с водой.

    Отпуск воды производился по бумажным купонам. До революции они были формата почтовой марки, с перфорацией по краям, имели текст "На 1 бочку" (других пока найти не удалось). Не сохранилось ни одной колонки, зато водокачку можно увидеть и сейчас на берегу Веневки. Так же в городе существовали водовозы - люди за плату перевозившие воду на специально оборудованной бочкой повозке, запряженной лошадьми. Водовозов всегда можно было найти у городского колодца, рядом с железнодорожной водокачкой.

 

    7 октября 1905 года работники станции "Венёв" начали забастовку, поддержав тем самым всеобщую "октябрьскую стачку". Благодаря ей император Николай II пошел на уступки, в результате в России появился парламент - первая Государственная Дума.


Локомотивное депо, 2004

  Во время Первой мировой войны, стала очевидна нехватка железнодорожных линий в южном направлении. В 1916-17 годах, силами австрийских военнопленных (в основном чехи и венгры), построена ветка на юг, до Узловой. Венев престал быть конечной точкой. По этой линии предполагалось направить основной поток донецкого угля через Москву на Петроград. Однако, линия "Венев-Узловая" действовала не долго, в 1920-х годах она не эксплуатировалась8.

  Железнодорожная ветка "Венёв-Ожерелье" во время войны 1914-1918 годов активно использовалось. При сельских станциях и в самом Венёве были созданы госпитали и лазареты. В город были эвакуированы гидротехнические мастерские Северного фронта из Пскова.

 

Гражданская война

 По многочисленным свидетельствам, веневская железнодорожная ветка во время гражданской войны находилась в тяжелом положении.

  "...Поезд состоял из одного вагона 3-го класса для советских служащих и 7-8 товарных вагонов. В них набилось народа по крайней мере вдвое более нормы, т. е. человек по 80-90. Многие размещались на буферах, а в Бирюлеве полезли и на крыши те, кто не мог сесть в Москве и пропустил уже несколько поездов. В Расторгуеве ж-дорожная охрана стреляла по сидевшим на крышах" (25.04.1919)11.


Здание вокзала, 1930-е годы

  Политика "военного коммунизма" разрушала систему железных дорог. Многим советским работникам было дано право бесплатного проезда, чем они активно пользовались, при любом удобном случае. В 1919 году возник острый конфликт между комиссаром "Веневского отделения Каширской участковой транспортной Чрезвычайной Комиссии" Талантовым Николаем Петровичем и местным Исполкомом. Талантов, фактически начальник станции, каждый раз требовал служебные и командировочные удостоверения, либо оплату за проезд. Правлением Веневского кооперативного союза действия Талантова были охарактеризованы как: "дискредитирующие Советскую власть". Но руководство железной дороги сочла обвинения не обоснованными.

  Представляет исторический интерес телеграмма Талантова Н.П. от 14 июня 1919 года на адрес: "Москва ВЧК Дзержинскому и др." В ней он сообщает о вопиющем факте грабежа пассажиров на станции "Венев" членами продотряда. "Укомпрод Венев Колганов, члены Коллегии Дронов и Терновский явились на станцию за 15 минут до отправления поезда и без моего ведома производили реквизицию, не выдавая квитанций."12

  В августе 1921 года дело дошло до ареста сотрудника дороги, пытавшегося воспрепятствовать  досмотру состава с продовольствием, который был остановлен конным отрядом милиции во главе с председателем уездного исполнительного комитета.

 


Зал ожидания, 2005

   Известно, что 7 января 1921 года, вообще, прекратилось движение поездов по Веневской ветке, но к лету того же оно было восстановлено. "Поезд Москва — Венев ходит раз в день с разбитыми вагонами, без воды и отопления, билет стоит 1 млн. р. (апрель 1922)"10.

   В 1933-35 годах была восстановлена ветка "Венёв-Узловая" и проложена вторая колея от Ожерелье до Узловой через Венев, железнодорожная линия тогда получила название "Москва-Домбасс". Это была большая стройка первых пятилеток, сопряженная со многими трудностями. В 1928 году, специально для нужд строительства был создан Веневский авиаотряд. В разное время в него входили: Герой Советского Союза Водопьянов М.В., полярный летчик Бабушкин и другие.

Junkers 13
Самолет Юнкерс-13 в Венёве, летчик Бабушкин, 1933

  Строительство линии "Москва-Домбасс" - можно назвать главной предвоенной стройкой в Венёвском районе. Параллельно железнодорожным путям началось обустройство автомобильного шоссе, сегодня известного как федеральная трасса "Дон" М4. Основная масса строителей проживала в бараках на станции Мордвес Венёвского района, благодаря чему, небольшая станция выросла до крупного поселка. В 1935 году был даже создан отдельный Мордвеский район, просуществовавший до 1963 года.

Железнодорожная начальная школа станции Венев №66, 1978
Школа №66, 1978

  В 1939 году при станции была открыта железнодорожная начальная школа №66, которая проработала до конца 1980-х годов. После открытия Веневской школы №2, в этом здании разместился филиал городской библиотеки, работающий и по ныне. До войны при станции существовал клуб, где демонстрировали кинофильмы.

 

Великая Отечественная война

  Венев был оккупирован немецкими войсками с 24 ноября по 9 декабря 1941 года. Пока не известно удалось ли отступающим советским войскам разрушить железно-дорожную линию Узловая-Ожерелье, проходящую через Венев. По крайней мере, локомотивы из Узловой успели эвакуировать в самый последний момент, буквально "из-под носа" у немцев. Для этого машинисту пришлось использовать вместо воды - сырую рыбу, а вместо топлива - мебель. Перед зданием вокзала сохранилась водонапорная башня, она была взорвана в 1941 году отступающими немецкими войсками. Полностью её восстанавливать не стали, в итоге сейчас она в половину прежней высоты.


Водонапорная башня, фото Александра Карпова, 2007

 


"Колхозная газета" (Венев), №28,
 25 мая 1950

  Сегодня Венёв - средняя железнодорожная станция, на которой останавливаются более десятка пассажирских поездов.

  Спустя более 100 лет вновь обсуждается вопрос соединения станции Узуново с Тулой через Венёв, с целью замкнуть еще одно железнодорожное кольцо вокруг Москвы. Может быть в недалеком будущем Венёв превратиться в крупную железнодорожную станцию.

 

Начальники станций Веневского уезда

Ф.И.О. Станция Годы
Слепцов Аркадий Петрович, дворянин Венев 1901-1902
Кринов Аркадий Андреевич, пот. поч. гражд. 1905
Головский Алексей Александрович 1907-1909
Флоринский Александр Федорович 1911-1912
Елфимов Алексей Александрович 1913-1915
Соколов Николай Никитич, крестьянин

1916

Чаплыгин Василий Яковлевич, крестьянин Мордвес 1901-1905
Меркулов Степан Иванович 1907
Акелькин Яков Никитич, крестьянин 1908-1909
Березовский Николай Николаевич 1911
Кротов Иван Михайлович 1912
Полянский Алексей Ефимович 1913
Соколов Михаил Иванович, лич. пот. гражд. 1914-1916
Цуркин Иван Трофимович, мещанин Узуново 1902-1905
Силаков Роман Дмитриевич, крестьянин 1908-1912
Радзиковский Станислав Валерьевич, дворянин 1913-1916
Ключарев Александр Серебряные Пруды 1905
Москаленко Александр Алексеевич 1911-1912
Груневский Вильгельм Иванович 1913-1916

Дополнительный материал:

Источники:
1) Журнал "Тульский край" №1, 1926, с.162)

2)
Рязанско-Уральская железная дорога и ея район СПБ. Общество РУЖД, 1913 - 395 с.
3)
Письмо Ф.И. Дрожанова в Баден в конце апреля 1922г.
4) Дневник Степана Борисовича Веселовского, 1919г.
5) ГАТО Ф.Р-717, Оп.1, Д.671