Главная >
Находки >
То, что валяется под ногами
То, что валяется под ногами
На многочисленные черепки под ногами,
как правило, никто не обращает внимания. Редкий турист поднимет с земли и сунет
в карман бесформенный осколок глиняной посуды. Между тем, основной способ
датировки археологических находок на местности - датировка по сопутствующей
керамике. Так что кусок обожженной глины может вполне оказаться находкой с
возрастом в 500 лет.
Все черепки находимые в окрестностях
Венева можно условно разделить на несколько групп:
Лепная керамика неолита
|
Самые древние, из
известных науке, керамические изделия. Найти подобные образцы
случайно практически не реально. На фотографии черепки из
Венёвского историко-краеведческого музея. Это, так называемая,
"ямочно-гребенчатая" керамика. Найдена на территории города. Возраст
2 тысячи лет
до н.э., период Неолита (Ново-каменный век). Одно из важнейших
открытий неолита - обжиг глины. Подобные находки археологи
относят к Тульской группе
Белёвской культуры. |
|
Грубая красная керамика
|
По данным культурного слоя Москвы
появляется в употреблении в XIV в., массовое производство
наблюдается в XVI-XVII вв. Различается по качеству теста и
выделке грубая и типичная красная керамика. Красная грубая
выходит из употребления к концу XVI в. Черепок в изломе красный
или буро-красноватый, шероховатый, звонкий, орнамент линейный
или зубчатый. Красную керамику получали путем окислительного
горнового обжига (со свободным доступом воздуха в горн).
|
Как правило, подобная керамика использовалась в качестве кухонной.
Для её изготовления пригодна
местная
буро-красноватая
глина. Осколок найденный мной (на фото слева) тянет на конец
XVI века. Однако,
я еще на 100% не уверен. |
Чернолощеная
керамика
|
Является разновидностью мореной. В
Москве бытует с 1540-х гг. (присоединение Смоленска),
максимально распространяется в XVII в., после чего почти
исчезает. В изломе черепок серый или серо-коричневатый, звонкий,
гладкий, обжиг горновой восстановительный. Миски
имели полностью лощеную поверхность, кувшины, кубышки и крины –
поверхность с сетчатым, волнистым лощением, лощением
параллельными линиями, но это более характерно для второй
половины XVII в. Иногда на кринах и кубышках лощение сочетается
с линейным нарезным орнаментом. |
Лощенная посуда
была в столовом и комнатном обиходе
среднего класса. По данным московских археологов, на чернолощеную
керамику приходится всего 1,5% находок в культурном слое второй половины
XVII века.
Предметами роскоши тогда считалась металлическая посуда, а чернолощенная
очень похожа на неё. Этот эффект позволяло достичь сочетание лощения и
морение сосудов. Лощение - шлифовка до или после обжига глины более
твердым предметом (речной галькой, костяным лощилом и т.п.), в
результате поверхность приобретает матовый блеск. Морение - обжиг глины
без доступа кислорода, в следствии чего, углерод в виде графита оседает
на посуду, придавая ей черный цвет. Существует версия, что крупным центром по
производству чернолощенной керамики в XVII веке являлся город
Зарайск. Так, что
вполне может быть и наш черепок родом из Зарайска. Мною собрано
несколько различных фрагментов, в том числе ручки сосудов. Шикарно
смотрятся целые чернолощенные сосуды. В запасниках Веневском музея
храниться один такой, может быть со временем и он будет выставлен для
всеобщего обозрения. |
Серая керамика
|
Черепок в
изломе светлосерый, звук глуховатый. Поверхность обычно сильно
закопченная, шероховатая. Глиняное тесто со значительной
примесью песка. Единственная известная пока форма этих сосудов —
горшки со слабо отогнутым профилем, имеющим характерный выступ
на внутренней стороне. Венчик горшка обычно покрыт линейным
орнаментом, отличающимся большой частотой линий, очевидно
нанесенных гребеночкой с частыми зубьями. Сосуды сформованы на
ручном круге. Толщина не более 5 мм. Мною найдено четыре
подобных венчика от разных сосудов. Внешняя сторона сильно
закопчена. |
"Датировать можно XVI
веком по характеру линий"
- археолог Клянин Р.В. Для керамики XV-XVI
вв. характерна профилировка верхней части сосуда в виде выраженного
валика на внутренней поверхности, образованного с помощью загиба внутрь
края формовочной массы.
|
Еще один пример более
поздней серой керамики. Данный венчик имеет
V-образный профиль, характерный для
XVII-XVIII века. |
|
Белоглиняная керамика
|
В Московской Руси встречается с XIV в., к
XVIII в. ее производство падает. Черепок тонкий, шероховатый, в
изломе белый. Тесто – белая глина с примесью песка.
Изготавливалась белоглиняная посуда на ручном круге. Из белой
глины делали горшки, миски, чашки, кувшины, крышки. |
|
Поливная керамика
|
Полива – тонкое стекловидное покрытие на керамике, обычно имевшее
зеленый цвет (ее называли на Руси «муравой», а изделия с такой поливой –
«муравлеными»). До начала XVIII в. она на Руси не встречается, хотя «ценинные»
или «муравленые» печные изразцы уже есть. Черепок в изломе красный,
тонкий, звонкий. Полива светло-зеленая, реже – желтая, очень редко –
коричневая. Таким способом изготавливались кринки, кувшины, миски,
небольшие горшки. Под поливой прослеживается нанесенный штампом
орнамент, на стенках кувшинов, мисок имеются фигурные налепы. |
Наиболее распространенная керамика находимая в Веневе. Активно
использовалась с XVIII до XX века. После своего появления вытеснила всю
остальную. Производство её было широко распространено, только в самом
Веневе в XIX веке существовало шесть
"горшочных производств". Располагались они вблизи склонов
оврагов, в которых устраивались горны. Известно, что гончары жили в конце улицы
Полевой (Бундурина) и на улице Малой мещанской (Лермонтовская). В уезде были известны два гончарных центра -
село Хавки и деревня Бяково. На ярмарку так же привозили посуду из
соседних регионов, особо славилась продукция гончаров г.Скопин Рязанской
губернии. |
Фаянс
|
Эти
изделия стали популярны благодаря массовому производству с середины
XIX века. Хотя и отличаются от современных
некоторой грубоватостью. Они довольно широко распространены и
разнообразны. За городом встречаются в местах бывших барских усадьб. На
донцах многих из них можно прочитать клеймо изготовителя.
Фаянсовая посуда подавалась в первую очередь для торжественных случаев.
|
Если очень повезет, можно найти импортный фаянс. До
XVIII Россия импортировала фаянсовою посуду сначала из Золотой Орды (полуфаянсы
с подглазурной полихромной росписью, с рельефной моделировкой поверхности и без
нее, покрытые бесцветной или бирюзовой прозрачными глазурями),
позже из Турции. По данным археологических раскопок золотоордынская
керамика составляет 85 % физического объема импорта поливной
восточной керамики на Русь за всю эпоху средневековья (X-XVIII вв.). В
XVIII веке импортировали в основном
европейскую фаянсовую посуду.
|
Даже в Веневе располагалось производство фаянсовой посуды. По
воспоминаниям современников продукция Веневской фаянсовой
мануфактуры Завьялова не пользовалось большой популярностью
из-за низкого качества и простоты оформления.
Известно, что первая фаянсовая фабрика в России
появилась в Гжели, где-то в 1830 году, а в Веневе в 1840-х годах. Так,
что надо признать оперативность местных купцов в диверсификации уездного
бизнеса. |
|
Что дальше?
Особенно удачливые
искатели могут, при необходимом количестве черепков, склеить клеем ПВА некое
подобие горшка или посуды. В Веневском Историко-краеведческом музее имеется полностью склеенные
сосуды XII века с раскопок города Корнике.
|
|
|