WWW.VENEVA.RU

 

Познавательный ресурс по истории города Венёва Тульской области и его окрестностей

 

 

Главная

История
Путеводитель
Художники
Фотографы

Писатели

Туризм
Библиотека
Клуб
О проекте

 

 

 

© Денис Махель,
2004-2024

Все права защищены. Воспроизведение материалов сайта без согласия автора запрещено.

04:48

 

Голландская печь

 Денис Махель
202
2, 2024


Изразцы разрушенных голландских печей Каменных палат, 2018
Из коллекции Венёвского краеведческого музея

   В прошлом главным украшением интерьера венёвских Каменных палат были изразцовые печи, которые до наших дней не сохранились. Согласна документов XIX века их называли "голландскими печами", так как они служили для обогрева и располагались на втором этаже здания. Для приготовления пищи использовалась "русская печь" на первом этаже. Обстоятельства разрушения печей неизвестны. Скорее всего они выработали свой ресурс и их сломали, заменив на новые чугунные. Во время ремонта 1980-х годов, разобрав пол обнаружили более сотни фрагментов кафеля от трех разных печей, больше всего материала расписано "под гжель". Это бело-голубые изразцы копирующие сюжеты дельфтского фарфора. Изразцов вполне достаточно чтобы восстановить голландскую печь целиком. Для этого необходимо понять когда и где она была изготовлена, и как выглядела. На многих уцелевших изразцах просматривается изображение попугая.


Попугай на изразце в Каменных палатах, 24 декабря 2022
Из коллекции Венёвского краеведческого музея

   Каменные палаты были построены на рубеже XVII-XVIII веков, располагаются в Венёве на Красной площади и являются старейшим жилым домом в Тульской области. Сегодня здание занимает краеведческий музей.


Каменные палаты
Николай Лунев, 1963
Из коллекции Венёвского краеведческого музея, бумага, акварель

   Оказалось, что попугай - это отличительный знак мастера середины XVIII века. Но его имя и место производства пока не известны. Сообщения о находках подобных «попугайчиков» приходят из Москвы, Тулы и Калуги.

   Тульский керамист Елена Палевская высказала мнение, что мастера могут быть разные, но все они копировали популярный в то время бело-голубой стиль "под Голландию". Инна Маркина, реставратор музея-заповедника «Куликово поле», осмотрев венёвские изразцы и сравнив их с находками в тульской Гончарной слободе, предположила, что это работа одного мастера. Уточнив, что утверждать что-то конкретное без анализа глины невозможно.

   Илья Боровиков, московский искусствовед и антиквар, обнаружил точно такие же изразцы с попугаем в Москве в старом доме в Лефортово. Продолговатый кафель "с домиками" был аккуратно сложен на чердаке одного из домов. Вероятно, их пожалели и сохранили из-за красоты. Сравнив по фотографии венёвские изразцы со своими находками, Илья пришел к выводу, что это продукция одной мастерской. Но где она располагалась остается загадкой до сих пор.


Изразцы из Лефортово (Москва), 2021
Из частной коллекции Ильи Боровикова

   Одна печь c попугаем сохранилась до наших дней полностью в Санкт-Петербурге в музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Считается, что печь была изготовлена около 1750-го года в Москве и перевезена специально для Академии.


Печь с попугаем, общий вид, 18 октября 2022
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (СПб)


Печь с попугаем, лицевой изразец, 18 октября 2022
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (СПб)


Печь с попугаем, балясина, 18 октября 2022
Музее Государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица (СПб)

  В Венёвском краеведческом музее есть большой набор подлинного печного кафеля. Известно, как выглядела печать XVIII века и вполне реально её восстановить. Технически задача не сложная. Утраченные фрагменты заменят копии. Воссоздание изразцовой печи необходимо включить в проект реставрации каменных палат, которая намечается в ближайшие годы. А то, что голландская печь станет мощным магнитом для туристов, очевидно всем.

   Видеосюжет автора этой статьи, Дениса Махеля, с призывом восстановить голландскую печь в Венёве был показан по телеканалу "Россия 1 Тула". Смотреть видео ...

Кунгур

  К 2024 году так и не удалось определить место изготовления бело-голубого печного кафеля с изображением попугая. Москвичи считают, что это Гжель, туляки - Тула, калужане - Калуга. Все эти города и поселения в середине XVIII века входили в состав Московской губернии. Эксперты реставраторы, делавшие проект для Каменных палат в Венёве, пришли к сомнительному предположению, что изразцы происходят с первого завода в Стрельне близ С.-Петербурга ещё петровского времени, 1720-х годов.


Изразцы в витрине Калужского областного краеведческого музея (Усадьба Золотаревых), 19 сентября 2023

   Подобные изразцы отыскались ещё в одном городе - Кунгуре Пермского края, в более чем 1500 км от Венёва. В кунгурских художественном и краеведческом музеях экспонируются фрагменты печного кафеля очень похожего на образцы из центральной России. По информации музея, керамический промысел в Кунгуре возник с переселением в 1840-х мастеров из Гжельской волости. Если эти самые гжельские гончары сделали изразцы "с попугайчиками" в Кунгуре, то и венёвские могут быть из Гжели.

 
Изразцы в витрине Художественного музея г.Кунгура Пермского края, 6 августа 2024

   Правда, сомнительно, чтобы на Урале мода отстала на 100 лет. Ведь бело-голубой печной кафель по всей остальной стране был датирован серединой XVIII века. Кунгур стоит на судоходной реке Сылва волжской речной системы. С 1737 по 1781 город был центром обширной Кунгурской провинции. Богатый житель Кунгура вполне мог заказать изразцовую печь по последней моде из Московской губернии. Первый кирпичный дом в Кунгуре "купецкая домовая палата" был построен в 1768 году. Скорее всего, дорогая печь была привозной. Кунгурская находка не дает ответа на вопрос о месте производства печного кафеля "с попугайчиком".

   География находок расширилась, но источник так и не определен.