|
Воскресенский собор
Денис Махель
2021-2024
Воскресенский собор, 25.07.2020
"Кто заходил в собор, хотя на минуту, тот выносил отсюда, если можно
так выразиться, впечатление живой религиозной радости."1
Самый главный
Существует ошибочное
мнение, что главным храмом Венёвского уезда был Николаевский собор.
Во-первых, Николаевская церковь хотя и
была самой грандиозной в Тульской епархии, она служила главным городским
храмом. Во-вторых, собор в уезде был один - Воскресенский. Воскресенский
собор - главный храм Венёвского благочинического округа, который почти
полностью соответствовал территории уезда.
Приход собора составляли в
первую очередь крестьяне ближайших городских слобод Городенской, Стрелецкой и
Пушкарской. Многие выходцы из этих слобод записываясь в городское
мещанское или купеческое общество продолжали оставаться прихожанами
собора. Большинство проживавших в Венёве дворян и чиновников,
квартировавшие в городе офицеры и нижние чины так же
состояли в приходе собора.
Воскресенский собор - старейшей храм города. Однако, в XVI-XVII веках его главный престол был освящен в
честь Великой Христовой мученицы Параскевы нареченной Пятница. Параскевиевский
собор в Венёве
впервые упоминается в "Писцовой книге Городенска
1571/72 года"2.
В некоторых документах встречается название Пятницкий собор3.
Собор был под защитой крепостных стен, поэтому он уцелел во время
нашествия крымских татар в августе 1633 года5. В царствование
императора Петра I почитание мученицы Параскевы попало под запрет. В Венёве главный престол
собора переосвятили в честь Воскресения Господня. Спустя некоторое время
запрет смягчили, и в соборе был освящен придел в честь мученицы Параскевы.
Покровительница города
Великая Христова мученица Параскева нареченная Пятница считается небесной покровительницей
города Венёва. Существует предание о чудесном спасении жителей.
"По темным воспоминаниям местные
старожилы передают, будто к Веневу с западной стороны подступила Литва и
долго держала город в осаде, опустошив посад и подгородные слободы, но
будто бы осажденные, следуя чудесному внушению Мученицы Параскевы,
сделали удачную вылазку и обратили неприятеля в бегство."(1854)9
"Когда-то к Веневу подступила Литва и долго держала город в осаде.
Осажденные, следуя будто бы чудесному внушению мчц. Параскевы, сделали удачную вылазу и обратили неприятеля
в бегство."(1895)4
Фреска
мчц. Параскевы в церкви
с.Свиридово,
фото В. Разумова, 2018 |
В 1873 году в соборе находились две древние иконы происходившие из
прежнего деревянного храма: "св. мученицы Параскевы с изображением её
страданий и св. Иоанна Богослова с апокалипсическими
изображениями: жены, облеченной в солнце, зверя, имеющего семь голов и
десять рогов и проч., знатоки, в том числе и староверы, относят к
глубокой старине"1. Действительно, в Писцовой книге 1571/72 годов упоминается икона
поставленная князем Иваном Федоровичем Мстиславским - "образ местной
Христова мученица Парасковея на золоте пяти пядей, венец серебряной
золочен да две гривны серебряные позолочены, одна басменная, а другая витая"2. В 1636 году записана похожая икона - "образ местной с деяньем Паросковеи нарецаемыя Пятницы в
киоте облажен серебром, венец скапной цаты басменные"5.
Возможно, во всех документах речь идет об одной и той же иконе, её
дальнейшая судьба не известна. Нет
информации о сохранившимся изображении великомученицы Параскевы в
самом городе Венёве. Рядом с городом в селе
Свиридово частично уцелела фреска посвященная святой.
Наиболее распространенной датой почитания Святой Параскевы в
дореволюционной России было 14 (27) октября. Но в некоторых приходах
были отличия. Какой день считался праздничным в Венёве не
известно. Согласна метрическим книгам Воскресенского собора XIX века
большинство девочек в течение всего октября месяца крестили под именем
Параскева. Косвенным аргументом в пользу версии о 14 октября может
служить тот факт, что в этот день Городская дума устраивал
розыгрыш призовых денег среди невест по завещанию
купца Коншина.
Пятиглавый каменный храм
Изображение Воскресенского собора ок.1800,
фрагмент рисунка "Вид города Венёва ..."6
В начале XVIII века произошло переосвящение собора в честь Воскресения
Господня. А в 1752 году вместо старого деревянного храма был
выстроен каменный пятиглавый Воскресенский собор. В нем было два
придела: один во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а другой во имя
святой мученицы Параскевы1.
На месте старого деревянного храма был установлен каменный
надпрестольный столб, примерно в 20 саженях от ныне существующего здания
собора "на осыпи". Столб упоминается в 1854 году9.
В 1861 году в Москве был издан сборник фольклорных стихов
"Калеки перехожие", в котором составитель Петр Алексеевич Бессонов
(1827-1898) опубликовал текст под названием "Евангелистая песнь" о
значении чисел, записанный со слов старейшей няни жившей в их доме. Её
звали Дарья Степановна, она была родом из Венёва. Венёвская "Евангелистая
песнь" отличная от текстов из других мест значением цифр пять и семь.
У Дарьи Степановны пять это - "Пять глав соборных", а семь - "Семь соборов церковных"12.
До строительство новой Николаевской церкви в начале
XIX века в Венёве действительно было семь церквей, из которых
пять глав было у Воскресенского собора. Были ли в XVIII веке пятиглавыми
другие городские церкви на сегодня не известно.
Расширение собора
Воскресенский собор,
фрагмент фотографии, ок.1892
В самом начале XIX века здание решили расширить, сперва в 1805
году пристроили трапезную, а в 1817 году разобрали старое здание и к
1825 году построили новое, в классическом стиле1.
В новой трапезной так же было устроена два придела: слева - влкмчц.
Параскевы, справа - Благовещенский. Современники указывали, что
строительство нового здания собора прямая заслуга протоиерея Ивана
Ивановича Пылаева (1783-1838). С 1816 года к
собору была приписана Преображенская церковь
для того, что бы на время строительства нового здания собора перенести в
церковь все церковные службы.
В
1837 году собор посетил наследник престола цесаревич Александр
Николаевич, будущий император Александр II, со своим учителем
Василием Андреевичем Жуковским.
Почтовая карточка с
Воскресенским собором, 1909
В 1837 году было основано
Венёвское духовное училище, которое состояло в приходе собора. В
1852 году смотритель училища Даниил Гедеонов сообщал, что соборная
церковь является "беднейшей в городе"11.
При соборной церкви с 1861 года существовала богадельня.
Содержалась на средства частных благотворителей и местных церковных
старост. В начале XX века
штат богадельни составлял 4 человека, призревалось 4 женщины.
Воскресенский собор,
Н.А. Лунев, 1988
Картон, акварель, 39х27.
Из коллекции Венёвского краеведческого музея
При соборе действовали
церковно-приходская и воскресная школа находившиеся в отдельном
деревянном доме. По состоянию на 1916 год в церковно-приходской
школе обучалось 25 мальчиков и 32 девочки.
Собор играл важную роль в системе
местного самоуправления. До 1872 года каждым выборам
городского головы предшествовала присяга на
Библии гласных городской думы, для чего они совершали шествие из
каменных палат в собор. После 1872 года, когда
число гласных значительно возросло, священники собора сами приходили в
городскую думу.
После 1917
Воскресенский собор в 1960-е годы
Цвета восстановленные
В 1930-е годы собор был закрыт и использовался под различные склады. В
дни немецкой оккупации в неотапливаемом здании содержались
пленные раненые красноармейцы. Около 1952 года была разобрана
колокольня. До 1970-х годов здание было
бесхозным. В 1969 году поставлено на учет как памятник, а внутри
размещался пункт приема стеклотары Веневского Горкомхоза.
Возрождение
В 1988 году собор был передан
Русской православной церкви, начался ремонт здания7.
Первоначально работы проводил Веневский участок Тульской
научно-реставрационной мастерской на средства Министерства культуры. К
августу 1990 года "С южной стороны храма оштукатурен фасад, проведена
временная обмазка цементом куполов, восстановлены карнизы", укладывались
новые полы из известника8. С 1990-х годов
в соборе регулярно
проходят службы. В соборе сохранились уникальные исповедальные
комнаты, не встречающиеся в православных церквях, и распространенные в
католических.
Священники
В XIX веке
притч состоял из двух священников, диакона и трех псаломщиков.
Сохранились фотографии нескольких священников.
Ивановский А.В., 1916 |
В
1904-1916 годах священником соборной церкви был
Ивановский Алексей Васильевич.
В разные годы работал законоучителем во многих веневских учебных
заведениях: Частном пансионате Генерозовой,
Городской школе грамоты, Городской
Земской школе.
Занимал различные общественные посты. В 1910-1915 годах состоял
депутатом от духовенства в Городской Думе. Рядом с собором
располагается просторный деревянный дом, который в советское
время так и называли "Дом Ивановского".
Нечаев Н.И.,
ок.1916г. |
Последним настоятелем
Воскресенского собора (с 1910) до революции был
Николай Ильич Нечаев (р.1856).
Проживал в собственном доме расположенном на
Красной площади. С 1874 по 1910 годы работал учителем латинского
языка в Веневском духовном училище,
а так же некоторое время учителем истории, русского и
церковно-славянского языка. С 1893 по 1910 год был настоятелем
Кирилло-Мефодиевской церкви размещавшейся в духовном училище. Николай
Ильич заслужил большой авторитет в городе, в следствии чего, занимал так
же различные общественные посты.
Старосты
1823-1869 - Иван Данилович Глухов (1790-1869), веневский купец,
сделал значительные пожертвования на благоустройство храма, приобретение
утвари и икон, имел похвальный лист (за три безупречно пройденных
выбора), получил благословение Св. Синода и имел две больших золотых
медали на анненской и Владимирской лентах. Занимал должность
городского головы в 1844-1845 и
1857-1859 годах. 17 августа 1837 года принимал в соборе
цесаревича Александра Николаевича. Был
захоронен в ограде собора.
1869-1880 - Николай Иванович Глухов (1829-после 1888), веневский
купец, сын предыдущего старосты Ивана Даниловича Глухова, в первое
трехлетие оштукатурил храм снаружи, вызолотил кресты.
1881-1890.. - Василий Иванович Марков (1822-после 1902), веневский
купец, в 1890
году пожертвовал 225 рублей на новую люстру.
Занимал должность городского
головы в 1865-1867 и 1884-1891 годах. В 1888-1902 годах занимал должность "Почетного блюстителя" (Попечителя)
Веневского духовного училища.
..1902-1905 - Прокофий Дмитриевич Зайцев10,
купец, городской голова.
1906-1910 - Григорий Романович Лобанов
(1847-1911), веневский купец, построил три новые кафельные печи и новое
здание для богадельни.
1911-1913 - Николай Васильевич Кортуков,
дворянин.
1914-1916.. - Алексей Ильич Спицын, надворный советник, инспектор
городского училища.
Источники:
1. Веневский Воскресенский собор, его причт и прихожане с 1803 года // Прибавления к Тульским Епархиальным Ведомостям -
1873, №№19, 20
2. РГАДА, ф. 137, оп. 1, Венев, № 1, л. 3-22 об.
"Писцовая книга Веневского уезда 1571-72гг."
3. РГАДА Ф.1209
оп.1 ч.1 кн.493 лл.876-887
"Подворная перепись Венева, 1646
года"
4. Приходы и церкви Тульской епархии:
извлечение из церковно приходских летописей / Ред. Малицкого П.И. -
Тула: 1895 - с. 217
5. РГАДА Ф.137 оп.1 Венев №2 лл.1-58 "Дозорная и
переписная книга города Венева 1636 года"
6. РГАДА ф.1356 оп.1 ед.хр.6229
"Вид города Венёва через реку Венёвку"
7. Карпов В. Памятники –
зеркало прошлого // Газета «Красное знамя» №№22-23 (8016-8017),
24.02.1990
8. Алявдин П. Возродим
собор // Газета «Красное знамя» №93 (8087), 04.08.1990
9. Гедеонов Д.Г. Веневские
древности // Тульские губернские ведомости, 1854
10. Памятная книга Тульской
губернии на 1902 год
11. ГАТО Ф.3 оп.11 д.586 л.1об.
"Рапорт смотрителя Веневского уездного духовного училища Даниила Гедеонова в Тульскую духовную консисторию о целесообразности совершения всенощного бдения в Воскресенской церкви г. Венева с участием учеников духовного училища, 1852"
12. Бессонов,
Петр Алексеевич / Калеки перехожие : сборник стихов и исследование : [в
2 ч.]/ [соч.] П. Бессонова . - Москва : тип. А. Семена , 1861-1863 . -
Ч. 1: Вып. 1-3. - 1861. - 378, 379 сс.
|